Педагогические конкурсы - за и против!

Хилай Марина Аркадьевна

Многие согласятся с утверждением К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится.  Ведь главной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. А без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно.

На сегодняшний день существует много профессиональных конкурсов для педагогов: «Учитель года», Конкурс на получение лучшими учителями денежного поощрения в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», «Лучший работник системы общего образования района»,       «Самый классный классный» и множество онлай-конкурсов. 

К конкурсам можно относиться по-разному: быть сторонником, быть противником или оставаться равнодушным. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Все зависит от самого человека и от того, какие задачи ставит он перед собой в своей профессии. И в конкурс приходят за разным: кто-то четко ставит перед собой цель – подняться по карьерной лестнице (сейчас все хотят быть «управленцами», а работать-то кому?), кто-то – победить других и прославиться, кто-то – чтобы хорошо выглядеть в глазах учеников и коллег, кто-то – проверить себя, свои силы и возможности, кто-то - «подпитаться» новыми идеями, общением с коллегами, кто-то в принципе и сам не понимает – зачем, а кто-то – потому что выдвинула школа или детский сад (таких, кстати, большинство)…

Прошло уже полтора года с тех пор, как я сама принимала участие сначала в муниципальном, а потом и в областном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года Дона» и поэтому сейчас вооружившись не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом, могу поведать, с моей точки зрения, о положительных и отрицательных сторонах профессиональных конкурсов для учителей.
После областного этапа конкурса меня часто расспрашивали: действительно  ли выявляют «лучшего» учителя? Так ли уж конкурс одинаково честен по отношению ко всем его участникам? Что происходит после того, когда все закончилось и начались обычные будни в обычном рабочем режиме? 

Сама на конкурс я решилась не сразу, да и долго меня не уговаривали. Тот, кто уже участвовал в конкурсах, осознаёт, какую пользу он из этого извлёк. Лично для меня, конкурс стал проявлением собственной индивидуальности, возрастом начала приобретения профессионального и жизненного опыта.

Можно, конечно, сколь угодно долго говорить о том, как конкурс способствует самореализации, создает условия для повышения квалификации, особенно немаловажную роль играет при аттестации, выявляет творческих, инициативных людей, способных заниматься методической и административной работой, в конце концов, повышает престиж учительской профессии. 
Но есть и минусы - столкновения. Столкновения на подобных рода конкурсах неизбежны: с собственными комплексами, амбициями, эмоциями, материальными трудностями, с нехваткой времени, с непониманием со стороны коллег (да-да, как это не прискорбно), необходимостью «выложиться без остатка» и возможностью оказаться «опустошенным» на продолжительный период времени, в этом смысле конкурс- жесток. 

 Но с другой стороны, главное столкновение на конкурсе – это столкновение с собой: с собой, каким ты был и есть, и с собой, каким ты становишься. И я считаю, что это одно из самых важных столкновений в жизни. 
Нервных стрессов на конкурсе – не избежать! Все понимают, что любой конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. Нужно быть готовым ко всему.

 Поэтому вопрос об участии педагогов в профессиональных конкурсах на сегодняшний день достаточно актуальный. Участие в профессиональных конкурсах - это ступенька в продвижении по карьерной лестнице. Молодым это особенно важно понять, потому что вся профессиональная деятельность у них впереди. Думается, что в первую очередь необходимо менять отношение к себе как профессионалу от консервативного "так живётся спокойнее" , "и так сойдёт" на позитивное "мне и это по плечу".  Ведь на пути совершенства не забывайте, что основной ценностью являетесь вы, как человек, который каждый день сам учится, развивается, иногда совершает ошибки, осознает их и исправляет. В конце концов, плох тот солдат, который не хочет стать генералом.