Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Петрова Наталья Викторовна

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Предлагаю вашему вниманию опыты, которые можно проводить с детьми средней группы.

 

Опыт: «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка, рассматривание песчинок»

Цель: закреплять знания детей о свойствах песка, его разновидностях (желтый, белый, коричневый) о применении песка.

Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос.

Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно насыпьте немного песка на поднос. Как высыпается песок? Легко? Возьмите лупу, внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? А теперь смочите песок водой. Какой он стал? Можно его высыпать?

Вывод: Сухой песок – сыпучий, а из влажного песка можно лепить

.

Опыт «Выявление свойств глины»

Цель: познакомить детей со свойствами глины, её применением.

Материалы и оборудование: глина, доски для лепки, стеки, вода, салфетки, фартуки. Рассмотреть глину. - Какого цвета глина? - На что похожа глина? - Хорошо ли видны в комочке глины отдельные песчинки? Можно из глины лепить.

Вывод: глина (влажная, мягкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить.

 

Опыт «Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука)»

Цель: познакомить со свойствами воды – не имеет формы, прозрачна, без запаха. Материалы и оборудование: сосуды разного размера, вода, соль, мука, сахар, ложки.

 Дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Растворяют различные вещества в разных сосудах. Соль быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Сахар быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Мука растворяется в воде, но вода становится мутной.

Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде

 

 

Опыт «Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега  – цветом, формой. Учить понимать зависимость природных изменений и появление снега.

Материалы и оборудование: блюдца со снегом

Рассмотреть снежинки. Какие они? (по форме, цвету). Что происходит со снегом в комнате?

Вывод: снег белый, холодный, рассыпчатый и превращается в воду; свойства снега зависят от температуры, погоды

 

 

Опыт «Обследование камней: размер, вес, цвет»

Цель: рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.

Материалы и оборудование: камни разной формы, цвета, размера, лупа.

Дети рассматривают все камни определяют, какого они цвета, размера и формы. Приходят к выводу, что камни по цвету и форме и размеру бывают разные. Потрогайте камни, какие они на ощупь?

Покажите самый гладкий камень и самый шершавый. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней можно воспользоваться лупами.  Дети определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень.

Вывод: камни по цвету, форме, размеру, камень может быть гладким и шероховатым; по весу бывают разные – легкие, тяжелые

 

 

 

 

Комментарии

Стрельцова Евгения Александровна

Очень интересный и познавательный материал.