Игровая деятельность

Кузнецова Светлана Степановна

Игра - один из видов деятельности,

как  способ самовыражения человека.

 

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.А. Сухомлинский.

Сегодня рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование; почти не выпускаются игрушки, на развитие совместных способов действия, на развитие общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Зачем воображение, когда мультфильмы, фильмы, компьютерные игры предлагают фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять? Отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется.

Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.

К игре ребенка дошкольного возраста высказывали свое отношение практически все авторы, работающие в дошкольной педагогике (Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.). Начиная с середины XIXв. бытовали самые разнообразные и нередко противоположные мнения о происхождении детской игры и ее значении в развитии ребенка.

На фоне разных мнений в отношении к игре детей дошкольного возраста в 80-х годах прошлого века появляется иное направление, делающее акцент не на содержании сюжета, а на формировании способов игровой деятельности, которые делают для ребенка возможным реализацию любых привлекающих его содержаний. Направление было развернуто в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.

Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя - развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в, то, же время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

А. С. Макаренко, давая советы родителям, указывает на распространенные ошибки семейного воспитания: некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей, другие ограничиваются тем, что накупают много игрушек, третьи слишком вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, лишают ребенка возможности самому решить игровую задачу. «У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им: здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок».

Игра - один из видов деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативно­сти? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждо­го ребенка.

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.

Помнить! Игра - важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».

Опираться на интересы каждого ив детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, дет­ского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным - мамой, шофёром, доктором и т.д.).

Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник

ит.д.).

Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для ак­тивизации ролевого диалога.

Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.

Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности с взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.

Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказоч­ных и литературных сюжетов.

Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддержи­вать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.

Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями парт­нёров, менять игровую роль.

Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.

В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра - ребёнка относительно дальнейших событий.

Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста

(старшие, подготовительные группы).

Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.

Обеспечить условия для игровой деятельности детей.

Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам. Воспитатель поощряет детскую инициативу.

Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно­-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет де­тей разворачивать сюжет в новом направлении).

Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реа­лизации игровых замыслов.

Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согла­совывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, склады­вающимся детьми в игре.

Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе твор­ческих игровых замыслов.

Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возник­шие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жре­бия).

Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюже­тов, для включения в согласованную со сверстниками игру.

Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.

Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.

Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литератур­ных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.

Воспитатель организуете небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сю­жетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Рекомендации по планированию игровой деятельности.

Перспективное планирование       Календарное планирование

I. Самостоятельные игры              Ежедневно вечером

1.      Игра - экспериментирование (2-3 игры)

2. Сюжетно - ролевая игра

3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

4. Театрализованные игры

Ежедневно утром и вечером

II. Обучающие игры:

1.      Дидактические игры

2. Развивающие (на развитие логического мыш­ления. сенсорных способностей).

3. Словесные. ТРИЗ игры.

4. Пальчиковые, хороводные

5. Подвижные с правилами.

6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)

III. Игры национальные:                  

В средних, старших, подготовительных группах

1.      Дидактические

2. Подвижные игры с правилами

ПОМНИТЕ!

Начинайте утро в детском саду со слов: «1,2.3,4,5 - начинаем мы играть!»

Играйте вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства!

Уделяйте большое внимание содержанию игры!

Уважаемые педагоги, уделяйте игре больше времени, ведь игра - это самый лучший и действенный инст­румент воспитания и обучения!

Информацию подготовила Кузнецова С.С., старший воспитатель МБДОУ Д\С 10 г.Белореченск Краснодарского края.