Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у дошкольников

Синюкова Галина Васильевна
            Исследование неречевых предпосылок  овладения письмом  у дошкольников  
2. Исследование состояния мелкой моторики
2.1а. Графомоторные функции.
Процедура и инструкция: ребенку рисуется образец. «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка: 3 балла – узор выполнен в полном объеме, темп и активность постоянны, обеспечивается направленность, четкость изменения линий,  сохраняется их длина, высота в пределах рабочей строки; движения плавные, координированные, без синкинезий, карандаш от бумаги не отрывается;
2 балла – темп медленный, объем неполный, наблюдается иногда заторможенность или двигательное беспокойство; остановки, трудности переключения, нарушение плавности, выход за границы строки, присутствуют отрывы карандаша от бумаги;
1 балл – объем неполный, темп преимущественно быстрый или медленный; проявляется заторможенность или двигательное беспокойство, наблюдаются трудности удержания позы, пропуски, перестановки, лишние движения; движения некоординированные, отмечаются синкинезии, в конце графического ряда топологическая схема утрачивается, имеются пропуски, изменения размера элементов, отрыв карандаша от бумаги происходит постоянно, границы строки не соблюдаются.
2.1б. Кинестетический праксис: «Кольцо»
Процедура и инструкция: «Соедини в кольцо большой палец и указательный. Теперь большой и средний. Теперь сделай кольцо большим пальцем и безымянным. И покажи самое маленькое колечко из большого пальца и мизинца». Если ребенок затрудняется в определении безымянного пальца, то можно помочь, назвав его «следующим». Ребенку предлагается выполнить задание в медленном и быстром темпе на правой (левой) руке, на обеих руках.
Оценка: 3 балла – ряд движений выполнен в полном объеме, в соответствии с заданным темпом; активность нормальная, поза быстро находится и удерживается, переключается с одного движения на другое; движения координированные, без синкинезий.
2 балла – объем неполный, движения выполняются медленно, наблюдается иногда заторможенность или двигательное беспокойство; при выполнении некоторых движений наблюдается поиск, трудности переключения; синкенезии отсутствуют.
1 балл – объем выполненных движений неполный, темп преимущественно быстрый или медленный; проявляется заторможенность или двигательное беспокойство, присутствуют трудности удержания позы, пропуски, перестановки, лишние движения; движения некоординированные, отмечаются синкинезии.
2.1в. Кинетический праксис: «Кулак-ребро-ладонь»
Процедура и инструкция: «Делай, как я». Ребенку предлагается попеременно сжать кулак, поставить кисть на ребро, положить ладонь; меняются лишь позы, рука не меняет местоположения. Затем то же самое с закрытыми глазами и с зафиксированным языком. Обе руки обследуются поочередно. Последовательность заданий можно изменить.
Оценка: 3 балла – движения выполнены в полном объеме, в соответствии с заданным темпом; активность нормальная, переключение с одного движения на другое легкое, рука не меняет местоположение; движения с открытыми и закрытыми глазами координированные, без синкинезий.
2 балла – объем неполный, движения выполняются медленно, наблюдается иногда заторможенность или двигательное беспокойство; при выполнении наблюдается их поиск позы, возникают трудности переключения при выполнении задания с закрытыми глазами, попытки открыть глаза; синкенезии отсутствуют.
1 балл – объем выполненных движений неполный, темп преимущественно быстрый или медленный; проявляется заторможенность или двигательное беспокойство, наблюдаются трудности удержания позы, пропуски, перестановки, лишние движения; рука меняет местоположение, движения некоординированные, 
их выполнение с закрытыми глазами невозможно, отмечаются синкинезии.
2.2. Исследование слухоречевой  памяти
Запоминание слов
Материал: слова для запоминания: «дом, лес, кот, ночь, игла, пирог».
Процедура и инструкция: «Сейчас я произнесу слова. Послушай их внимательно:  «дом, лес, кот, ночь, игла, пирог» Повтори». Слова произносятся с интервалом в 0,5 – 1 сек. Через 20 минут ребенка просят воспроизвести все слова: «Помнишь, я тебе называла слова, а ты их повторял (а)? Назови, какие слова запомнил (а)?»
Оценка: 3 балла – ребенок называет правильно все слова при первом воспроизведении, при отсроченном воспроизведении не называет 2-3слова;
2 балла – при первом воспроизведении ребенок допускает 2-3 ошибки, при отсроченном – воспроизводит 2-3 слова, может изменить форму слова;
1 балл – ребенок произносит менее половины слов при первом и отсроченном воспроизведении, изменяет предложенные слова, придумывает новые.
2.3.Исследование зрительного восприятия, внимания, памяти
2.3а. Восприятие предметов, картинок; выделение частей, деталей.
Материал: предметные и реалистические изображения: ремень, ведро, скамейка, гвоздь, ножницы, крыша, веревка, виноград, мухомор, сирень, трамвай, кость, очки, мяч, рябина, велосипед, змея, поезд, лампа, сабля;
перечеркнутые изображения: дом, стол, расческа, ландыш, лампа, бабочка, яблоко и груша, молоток;
наложенные изображения: 1. ведро, топор, ножницы, кисть, грабли; 2. чайник, стакан, бутылка, вилка, тарелка; 3. елка, рыба, тарелка; 4. часы, ботинок, маска;
незавершенные изображения: ножницы, чайник, лампочка, ведро, ель, часы, ключ.
Процедура и инструкция: «Что здесь нарисовано? Назови». Допускается внешняя эмоциональная стимуляция.
Оценка: 3 балла – ребенок одновременно воспринимает, осознает и безоши
бочно называет все изображенные графические образцы, образы предметов; время восприятия 3-5 секунд;
2 балла – восприятие целостного образа нарушено, при узнавании и назывании изображенных предметов допускаются неточности, ошибки; время восприятия 5-7 секунд, в некоторых случаях требуется повторное предъявление изображений, самостоятельная коррекция после стимулирующей помощи;
1 балл – при узнавании и назывании предметов допускаются множественные ошибки,  неточности не замечаются; требуются повторные предъявления, время превышает 7 секунд, необходима стимульная помощь для исправления ошибок.
 
2.3б. Распределение произвольного внимания: «Ошибка художника»
Материал: изображения смешанных частей туловища животных: волка и совы, рыбы и зайца, козы и собаки, слона и улитки, черепахи и улитки; частей предметов: двери и книги, рыбы и самолета, автобуса и часов, вилки и авторучки, шляпы и кастрюли, букета и веника, трубки и кости, кружки и уха, лопаты и хвоста, бус и гусеницы; взаимодействующих предметов: перевернутый верх зонта в виде люстры с горящей лампочкой, ложка проникает сквозь тарелку, зубная паста кладется на расческу.
Процедура и инструкция: «Что здесь нарисовано? Назови». Если ребенок не сразу видит «подвох», задается вопрос: «Это все? Посмотри, все нарисовано правильно?»
Оценка: 3 балла – правильное называние всех изображенных предметов в задании, объяснение нелепости соединения двух предметов; способность классифицировать в соответствии с возрастной нормой; соблюдение инструкции, самоконтроль автоматизирован; действия направлены на достижение результата, произвольны; допущенные ошибки исправляются самостоятельно в момент возникновения.
2 балла – в задании допущены 2-3 ошибки, при объяснении нелепостей возникают затруднения, молчание; при классификации опора на наглядность, понимание обобщающих понятий снижена, не выделяется целое и часть; инструкция при выполнении заданий забывается, произвольность действий в стадии формирования, наблюдается истощаемость; самоконтроль полностью не сформирован, к концу задания для исправления допущенных ошибок требуется стимульная помощь;
1 балл – при узнавании и назывании предметов не замечаются неточности, при объяснении нелепости их сочетания допускаются множественные ошибки, элементы перечисляются без логичного объяснения невозможности существования предлагаемых связей; инструкция не соблюдается в виду отвлекаемости, преобладания непроизвольности и истощаемости психических процессов, работоспособности, предлагается игра по собственным правилам; самоконтроль отсутствует; стимульная помощь игнорируется.
 
2.3в. Запоминание фигур.
Материал: 6 фигур для запоминания.
Процедура и инструкция: «Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся их запомнить как можно точнее». Эталон накрывается. «Нарисуй их». При невозможности выполнения задания образец показывают. Нормативное воспроизведение: весь ряд с 3-го раза.
Оценка: 3 балла – точное воспроизведение расположения всех элементов предложенных фигур;
2 балла – правильное воспроизведение 3-4 фигур, наблюдаются смещения элементов, сокращение расстояния между фигурами, перестановки;
1 балл – рисуется менее половины фигур; допускаются пропуски, смешения, замены, перестановки элементов фигур по сходству, ребенок придумывает новые фигуры; располагает их зеркально; недорисовывает линии соединения.
2.4.Исследование состояния зрительно-пространственного гнозиса:
Проба Бентона
Материал: 2 ряда (эталона) с изображением углов. Отличие одного ряда от другого в развороте одинаковых углов на 90 градусов и изменении
 местоположения в последовательности.
image
Процедура и инструкция: Показывают 1 угол на верхнем эталоне: «Посмотри на эти линии». Закрывают изображение. «Покажи то же изображение внизу». Предлагается нижний эталон. В случае затруднения образец не закрывается и остается открытым для сравнения.
Оценка:  3 балла – выбор самостоятелен, показ верен; время нахождения не более 3 секунд, эталон для сравнения отсутствует;
2 балла – при узнавании допущена 1-2 ошибки, время восприятия 5 секунд, при повторном вопросе возможна самокоррекция и исправление ошибки;
1 балл – при показе допускаются ошибки,  время превышает 5 секунд, повторный показ, стимульная помощь не используются.
 
2.5. Исследование состояния оптико-пространственного праксиса
Копирование геометрических фигур Тейлора и Рея-Остеррица.
Материал: чистый лист бумаги, тесты Тейлора и Рея-Остеррица; карандаши красного, зеленого и синего цветов.
Процедура и инструкция:
Перед ребенком кладется лист с изображением. Разворотов не допускается.  «Нарисуй такую же фигуру». Манипуляции ребенка с листом фиксируются. От замечаний экспериментатор воздерживается.
Оценка: 3 балла – полное сходство изображений или небольшое отклонение отдельных элементов; изменение масштаба не более, чем в 2 раза; присутствует самоконтроль за деятельностью; движения уверенные, плавные; удерживается
тонус и переключаемость.
2 балла – общее сходство сохранено, но количество линий и фигур не
соответствует образцу, имеются развороты отдельных фигур, потеря, выход элементов за пределы фигуры, недоведение элемента до границы фигуры; копирование отличается величиной, расположением фигур; присутствуют дополнительные линии и штрихи; движения с прерыванием, имеются реверсии, самоконтроль недостаточно автоматизирован.
 1 балл – сходство отсутствует, размеры и количество составляющих фигур не соответствует образцу; целенаправленность, программирование, самоконтроль за собственной деятельностью на уровне сличения, плавность отсутствуют.