педагогическая технология проектирования

Елена Александровна  Капаева

Проектный метод как способ реализации образовательного процесса в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_tehnologiya_proektirovaniya_.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Выполнила воспитатель

МБДОУ д/с №41 см. Чернуха

Капаева Елена Александровна

2016 год

Слово «проект» –от лат., означает  “выброшенный вперёд”, «выступающий», «бросающийся й вперёд» (этимологический словарь).

 Метод проектов  можно представить:

1- как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника,

2- как способ взаимодействия с окружающей средой,

3- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛЮБОЙ ТЕХНОЛОГИИ

• концептуальность - авторская научная идея (в данном случае – Д. Дьюи)

• системность - целостность предмета деятельности и процесса

• управляемость - руководство деятельностью от цели до результата

• эффективность - качество результатов при наименьших затратах

• воспроизводимость - возможность повторения в других условиях

    Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

ПРОЕКТ-это « пять П»

1 – Проблема

2 - Проектирование

(планирование)

3 - Поиск информации

4 – Продукт

5 – Презентация

Шестое «П» проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

Типология проектов в ДОУ( по Е.С. Евдокимовой)

  • По доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные);
  • По характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности);
  • По характеру участия  ребенка в проекте (Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов);
  • По характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной  группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями);
  • По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
  • По продолжительности (краткосрочный – 1-2 нед, месяц; средней продолжительности – 2-4 мес.; долгосрочный – учебный год).

Типология проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Возраст детей

Исследова-

тельско-

творческий

Дети экспериментируют, а затем

оформляют результаты в виде

газет, драматизации, детского дизайна

Старший дошкольный

возраст

Ролево-

игровой

Используются элементы творческих

игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-

своему поставленные проблемы

Со второй младшей

группы

Информацион

но-практико-

ориентиро-

ванный

Дети собирают информацию и

реализуют ее, ориентируясь на

социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Со средней группы

Творческий

Оформление результата работы в

виде детского праздника, детского

дизайна и т. п.

Со второй младшей

группы

Основные требования

к использованию метода проектов

  • Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;
  • Самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект;
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий;
  • Практическая, теоретическая психолого-педагогическая, значимость предполагаемых результатов;
  • Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

Структура проекта, адаптированная к ДОУ

1- Целеполагание — педагог помогает детям (ребенку) выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени

2- Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы)

 К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)

 В каких источниках можно найти информацию

 Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)

 С какими предметами научиться работать для достижения цели

3- Выполнение проекта — практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы)

4- Подведение итогов — определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза)

Поэтапное развитие проектной деятельности в рамках темы

Этапы

Содержание

1

Выбор темы

проекта

Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей. Инициатор – воспитатель.

2

Планирование

«Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)

Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта)

Составление системной «Паутинки» (базовые знания)

Планирование проектов (конечный продукт)

Календарное планирование

3

Реализация

проекта

Задача воспитателя:

-организация деятельности детей в центрах активности,

-оснащение их оборудованием и материалами

в соответствии с темой проекта

4

Презентация

Презентация конечного продукта

5

Завершение

проекта

Анализ

Подведение итогов

Поэтапное развитие проектной деятельности

в рамках темы

Работа над проектом

Распределение деятельности педагога и детей (материал Л.С. Киселевой)

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1-й этап

1. Формулирует проблему, цель,

определяет продукт проекта

(см. структуру проекта)

2. Вводит игровую (сюжетную ситуацию)

3. Формулирует задачи  (нежёстко)

1. Вхождение в проблему

2. Вживание в игровую ситуацию

3. Принятие задачи

4.Дополнение задач проекта

2-й

этап

1. Помогает в решении задачи

2.Помогает спланировать деятельность

3. Организует деятельность

1. Объединение в рабочие группы

2. Распределение ролей

и видов деятельности

3-й

этап

1. Практическая помощь

(по необходимости,  в зависимости

от возраста детей)

2. Курирует осуществление проекта (направляет и контролирует)

1.Приобретение специфических ЗУН, опыта творчества и ценностного отношения

к изучаемому, к деятельности, ее участникам и себе

4-й

этап

1. Подготовка к презентации

проекта

2. Презентация

1. Подготовка продукта

Деятельности к презентации

2. Представление (зрителям или

экспертам) продукта деятельности

Общие задачи развития детей в проектной деятельности.

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

- развитие познавательных способностей

- развитие творческого воображения

- развитие творческого мышления

- развитие коммуникативных навыков

Младший дошкольный возраст

  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности

(практические опыты).

Старший дошкольный возраст

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы работы педагога над проектом

с детьми дошкольного возраста

1. Выбор темы и создание план-схемы проекта

2. Реализация проекта

3. Презентация

4. Рефлексия достижений и проделанной работы

Первый этап – Выбор темы и создание плана – схемы

  Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности

Один из способов введения в тему - модель “трёх вопросов”:

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают.

План (тема проекта)

Источники новых знаний т. е. средства

Диалог педагога с детьми способствует:

 развитию саморефлексии ребёнка, оценки имеющихся знаний

 приобретению новых знаний по теме в свободной раскованной атмосфере,

 развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

 педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей/интересов детей, вовлекает их в решение проблемы

 намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей)

 обсуждает план с семьями на родительском собрании

 обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ

 вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта

 собирает информацию, материал

Второй этап – Реализация проекта

Проект реализуется через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).

Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов

Исследовательская активность организуется за счет:

 проблемного обсуждения (помогает обнаруживать всё новые проблемы),

 использования операций сравнения и сопоставления,

 проблемного изложения информации педагогом,

 организации опытов и экспериментов,

Последовательность работы педагога на данном этапе:

 проводит занятия, игры, наблюдения, поездки, организует обсуждение

(это мероприятия основной части проекта),

 даёт домашние задания родителям и детям,

 поощряет самостоятельные творческие работы и инициативу детей

и родителей

(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.)

Третий этап – Презентация проекта

В основу презентации важно заложить материальный продукт, имеющий ценность для детей

В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации

проекта

Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы каждый из детей имел возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.)

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

 организуется презентация проекта (праздник, занятие, досуг и др.),

 составляется книга, альбом (продуктивная наглядность) совместно с детьми;

 подводятся итоги (выступление на педсовете, родительском собрании,

обобщение опыта работы)

Четвертый этап – Рефлексия

Обсуждение проекта с детьми:

1. Узнали ли вы что – либо, чего не знали раньше?

2. Что вас удивило?

3. Какие эмоциональные переживания вам запомнились?

4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?

5. Что бы вы хотели узнать (изменить)?

Т.о., в проектной деятельности

 формируется субъектная позиция ребёнка,

 раскрывается его индивидуальность,

 реализуются интересы и потребности, что в свою очередь

 способствует личностному развитию ребёнка

Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Анализ эффективности проектной деятельности

для развития детей (мониторинг)

Показатели мониторинга:

1). Владение способами познавательной деятельности

2). Умение использовать различные источники информации

3). Коммуникативные и адаптивные умения работать в сотрудничестве,

принимать чужое мнение, противостоять трудностям

4). Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план

Критерии бинарные: + или – (+ владеет, умеет, пользуется, проявляет

интерес), (– не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной

деятельности нет)

№ Фамилия, имя ребенка 1 2 3 4 Баллы

1 В…….. .П……………..

2 Д………Г……………..

3 К………И………………

Процент успеха» высчитывается по формуле: 100% / В * С = D

ГДЕ:

А – КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ.

В – МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: А*4.

С – ФАКТИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ.

D – ПРОЦЕНТ УСПЕХА

ПРИМЕР: А – 20 детей; В – 20*4 = 80; С – 36 баллов

100% / 80 * 36 = 45% - процент успеха в проектной деятельности

Паспорт проекта (вариант)

1- Тема проекта

2- Цель проекта:

3- Задачи:

4- Вид проекта: творческий или др.

5- Время реализации проекта (краткосрочный, средне- , долгосрочный)

6- Участники проекта (дети группы, родители, воспитатели и др.)

7- Предполагаемый результат (по детям - соответственно цели и

задачам)

8- Продукт проектной деятельности (материализованный)

9- Презентация проекта (форма представления результатов)

Методические рекомендации

к составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой)

Этапы разработки и проведения проекта:

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;

2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);

4. Обсудить план с семьями;

5. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);

6. Нарисовать вместе с родителями и детьми План-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;

7. Собрать информацию, материал (в процессе изучения Плана-схемы с детьми);

8. Провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта;

9. Дать домашние задания родителям и детям;

10. Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей

(поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения);

11. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома и т.п.);

12. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе,

провести обобщение опыта.

Рекомендации по подготовке к презентации проекта

Выступление с презентацией необходимо построить следующим образом:

1- Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта.

2- Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения.

3- Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта.

4- Продемонстрировать найденное решение.

5- Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.

6- Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы,

адекватности уровня поставленной проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.

7- Речь должна быть четкой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.

Вопросы к рефлексии:

Почему технология проектирования стала актуальной в работе с дошкольниками?

 Возможно ли осуществление проектной деятельности в условиях Вашего ДОУ? Почему?

 В чем вы видите трудности для коллектива? Для детей? Для себя?

 Насколько необходима самостоятельность детей в исследовании? Нужно ли ее поощрять? Контролировать? В какой степени?

 Считаете ли вы необходимым привлечение родителей к работе над проектом? Реальным?

 Использовали ли вы когда-нибудь при организации деятельности детей технологию, аналогичную проектной? Если да, то где именно? Каковы результаты?

Литература:

1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис- пресс, 2008. — 208 с.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.

4. Проектная деятельность старших дошкольников/сост. В. Н. Журавлёва. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 214 с.: ил.

5. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/авт.-сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.