План самообразования воспитателя Юсуповой Гасимы Касимовны по теме « Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста методом проектной деятельности».

Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя

Юсуповой Гасимы Касимовны

по теме « Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста методом проектной деятельности».

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать у воспитанников основы нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления — знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно легко решить, используя метод проектов. Данный метод формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Сухомлинский В.А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом.

 Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

--он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром

--является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей

- это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно — и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей), позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста — от проекта к проекту.

Решив использовать в работе с детьми своей группы проектный метод, я поставила:

  Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе.

 Задачи: 

• Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.

• Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.

• Использовать метод проектов на практике.

• Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.

• Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

• Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Основные вопросы:   

- история и сущность проектной деятельности;

- актуальность применения проектного метода в деятельности в ДОУ;

- цели и задачи проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- этапы работы над проектом;

- особенности исследовательских проектов детей старшего дошкольного возраста;

- естественное включение семьи в проектную деятельность детей;

- практическая реализация проектов детей старшего дошкольного возраста.        

Предполагаемый результат: 

- повышение педагогической компетенции,

- адекватное вовлечение семей в воспитательно - образовательный процесс,

- распространение педагогического опыта.

 Перспективный план самообразования на 2016-2017 учебный год 

  

Срок 

  

Этап 

Содержание работы 

Форма отчетности 

  

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов».

Октябрь - май

Накопительно - практический

1. Изучение методики технологии проектирования педагогов в Интернете

2. Проведение проектов «Осенние рецепты здоровья», «Волшебный мир Виталия Бианки», «Волшебница вода», «Моя семья», « Птицы - наши друзья»

3. Подбор необходимого оборудования, материалов.

4. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

3. Консультации для педагогов ДОУ.

4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

5. Привлечение родителей к организации проектов в группе.

  

Консультация для педагогов ДОУ «Проектный метод в деятельности ДОУ».

  

Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе) .

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

1. Презентация «Проекты нашей группы».

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте воспитателя и в социальной сети работников образования

Литература

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.

2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие) .

3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

4. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.

5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.

6.Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Л. А. Венгер // М.: Просвещение, 1986. – 192с. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. – № 9.

7.Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. – № 4.

8.Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.

9. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.

10.Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009.

11.Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009. 

12.Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru. и других интернет ресурсов.

Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия

Тема, класс (группа, курс)

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и  др.)

Дата

1.

Познание (ФЭМП) Старшая группа

Открытое занятие на тематической неделе по теме:

«Веселые измерения» для  воспитателей, на базе МБДОУ «Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны республики Татарстан.

2013

год

2.

Социально-коммуникативное развитие

Обучение грамоте

подготовительная  к школе группа

Открытое занятие: «Путешествие в страну Буквоежки» для родителей и воспитателей ДОУ, проведенное на базе МБДОУ «Детский сад №66 «Веселые нотки» города          Набережные Челны Республики Татарстан.

2013 год

3.

Познание (ФЭМП) подготовительная  к школе группа

Открытое занятие на тематической неделе по теме:

« Путешествие в страну Математики» для  воспитателей, на базе МБДОУ «Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны республики Татарстан.

2014

год

4.

Познание (ФЭМП)

2 младшая группа

Открытое занятие «В гости к Петушку» для родителей и воспитателей, на базе МБДОУ «Детский сад №66»Веселые нотки» города Набережные Челны Республики Татарстан.

2014

год

5.

Познание (ФЭМП)

2 младшая группа

Познавательно-музыкальное развлечение «Забавные Блоки»» для родителей и воспитателей ДОУ на базе МБДОУ «Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны Республики Татарстан.

2015

год

6.

Художественно-эстетическое развитие

Средняя группа

Открытое занятие «Украсим салфетку – подарок милой мамочке» для родителей и воспитателей ДОУ, проведенное на базе МБДОУ «Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны Республики Татарстан.

2016

год

7.

Социально-коммуникативное развитие

средняя группа

Показ открытой организованной деятельности по теме «По дороге в детский сад» для воспитателей  города, на КМО при МБДОУ №66 «Веселые нотки»

2016

год

Проведение,  участие в семинарах

Тема выступления

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

1.

«Использование метода наглядного моделирования при обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» для воспитателей, проведенный на базе МБДОУ Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны

Республики Татарстан.

2014 год

2.

« Формирование познавательной активности дошкольников через проектную деятельность в условиях внедрения ФГОС»

 Выступление на региональном семинаре « Актуальные проблемы повышения качества современного образования: опыт и инновации» для воспитателей, проведенный на базе АНО « Центр развития и образования» Набережные Челны  Республики Татарстан.

2015 год

3.

Презентация проекта

« Учим татарский язык всей семьей» - взаимодействие  детского сада с семьей при обучении детей татарскому языку.

Выступление на КМО «Взаимодействие  специалистов ДОУ по обучению дошкольников государственным языкам РТ», для воспитателей татарского языка,  проведенный на базе МБДОУ Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны  Республики Татарстан.

2016 год

4.

Использование метода проектной деятельности при ознакомлении дошкольников с природой.

«Проектная деятельность как вариативная форма организации работы в дошкольной организации» для воспитателей, проведенный совместно с ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» «Информационно-методический центр» г. Набережные Челны МАДОУ «Детский сад №53» Крепыш» г. Набережные Челны

2016 год

5.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста средствами  проектной деятельности.

Выступление на региональном семинаре « Актуальные проблемы повышения качества современного образования: опыт и инновации» для воспитателей, при АНО « Центр развития и образования» Набережные Челны  Республики Татарстан. г Наб. Челны.

2016 год

6.

«Воспитание гражданской ответственности через знакомство с родным краем»

Выступление на семинаре-практикуме «Гражданское воспитание дошкольников в условиях современного детского сада» для студентов НГПУ, при  ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» «Информационно-методический центр» г. Набережные Челны МАДОУ «Детский сад №90 «Елочка»  г. Набережные Челны

2016 год

10.

«Развивающие игры нового поколения»

Представила практический материал  на региональном семинаре «Федераль дэулэт белеем биру мэктэпкэчэ hэм тэрбия биру вариатив моhим шарт буларак эхлак тэрбиясе биру эшчэнлеген баету» для воспитателей,  при МБДОУ№4 «Экият» г. Мамадыш РТ

2016 год

Результаты участия  воспитанников

Вид, название мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов)

Межрегиональный конкурс-викторина

« Здоровье - здорово!»

Межрегиональный

1 место

3 место

2013 год

Диплом

Диплом

Международный дистанционный конкурс « Лето- это..»

Международный

участие

2013 год

Сертификат

Конкурс « Первые шаги»

Республиканский

участие

2014 год

Диплом

Городской интеллектуальный конкурс « Клуб веселых дошколят « Всезнайка»  

Городской

2место

2014 год

Диплом

1Всероссийский творческий конкурс «Ожившая сказка»

Федеральный

2место

3место

2014 год

Диплом

 2Всероссийский творческий конкурс «День Российской Армии( Подарки папам и дедушкам)»

Федеральный

1 место

2015 год

Диплом                    

Конкурс рисунков « Мой дом» от ДОМКОР

Республиканский

участие

2015 год

Диплом

Окрытый Всероссийский  интеллектуальный турнир способностей « РостОК-SuperУМ»Конкурс

«Твори! Участвуй! Побеждай!»

Федеральный

1 место

3 место

2015 год

Диплом

Международный конкурс-олимпиада для дошкольников « КвадроАкадемия. Осень 2015

Международный

1 место

2015 год

Диплом

Всероссийский  конкурс « А я выбираю книгу!»

Федеральный

1 место

2 место

2015 год

Диплом

Окрытый Всероссийский  интеллектуальный турнир способностей « РостОК-SuperУМ»

Федеральный

1 место

2 место

2015 год

Диплом

Городской конкурс ‘ Сохраним голубую планета”

Городский

1 место

1место

2016 год

Диплом

Городской конкурс творческих проектов «Хочу все знать!».

Городский

участие

2016 год

Диплом лауреат

Окрытый Всероссийский  интеллектуальный турнир способностей « РостОК-SuperУМ»

Федеральный

1 место

2 место

2016 год

Диплом

Конкурс исследовательских работ и проектов « Осенние рецепты здоровья»

Городский

2 место

2016 год

Диплом

Конкурс рисунков « Мой дом» от ДОМКОР

Республиканский

2 место

2016 год

Диплом

Конкурс поделок « Мастерская Деда Мороза»Амина

городской

участие

2016 год

Диплом

Конкурс исследовательских работ и проектов « Радуга открытий» Алеша

Федеральный

Ждем результатов

Конкурс поделок « Мастерская Деда Мороза»

Региональный

1 место

2 место

2016 год

Диплом