Методические принципы построения программ педагогического сопровождения детей с СДВГ

Васильева Анна Александровна

Методические принципы построения программ  педагогического сопровождения детей с СДВГ

Итак, педагог, приняв к сведению рекомендации  специалистов Центра по сопровождению, осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения (вариант СДВГ и его тяжесть),  а также семейную обстановку, способную реализовать план совместных действий. Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное единодушное воспитание и обучение гиперактивного ребенка.

В работе с гиперактивными детьми целесообразно использовать следующие основные принципы построения программ  педагогического сопровождения: 

-  развитие дефицитарных функций (саморегуляции произвольного поведения, двигательного контроля) (психофизиологический блок проблем);

-  отработку конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками (социально-личностный блок проблем);

- Коррекция педагогический проблем (решение блока педагогических проблем)

. Развитие дефицитарных (психофизиологических) функций

При целенаправленном развитии дефицитарных функций  необходимо руководствоваться следующими правилами.

1. Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным.

2. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.

3. Поскольку синдром детской гиперактивности и дефицита внимания – это дефицитарность лобных отделов, то развитие произвольной саморегуляции – основное направление коррекционной работы с такими детьми. Поэтому индивидуализированная методика корригирующих занятий с гиперактивными детьми должна   предусматривать два основных принципа:

- Регулярное включение  в процессе урока  целенаправленной деятельности с включением мышечных групп, которые обычно используются в развернутом двигательном акте.      Целенаправленная двигательная стимуляция должна занять одно из центральных мест в общей реабилитационной программе ребенка с СДВГ.

- Отработка конкретных навыков должна проводится во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

  4. Работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться пошагово и адресно.  В начале работы необходимо обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правил выполнения конкретного задания. Желательно на этом этапе также выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе.  

5. Вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности (во взаимодействии со сверстниками) – тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых  занятиях и мероприятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, и результате - дефициту активного внимания.

 

 Инвариантные компоненты  школьной программы педагогического сопровождения учащихся с СДВГ «Оптимист»

Психофизиологический блок.

1. Изменение окружения.

     Работу с гиперактивными детьми необходимо строить индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).

2.       Изменение режима нагрузок

    Измените режим урока с включением энергичных физкультминуток.    Это один из лучших способов воздействия на детей  с СДВГ. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.

      Позволяйте ребенку использовать спасительную отдушину. Разрешайте ему выходить из класса на короткое время. Если правила поведения в классе будут это позволять, то ребенок просто выйдет из класса, а не "потеряет" урок, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция. Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.  Желательно работать с ребенком в начале дня, а не вечером – вторая смена не для детей с СДВГ!

 

3.       Контроль за ситуацией в классе

Остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его. Поэтому поддерживайте с ними постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить.

     Избегание категоричных запретов. Установите границы дозволенного.  Границы - не наказание. Они сдерживают и успокаивают.  Контролируйте их выполнение постоянно, последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание.

Коррекция негативных форм поведения должна осуществляться через реализацию трех основных задач:

А) Обучение необходимым социальным нормам и навыкам общения.

 Б) Регулирование его взаимоотношения с одноклассниками.

 В)  Профилактика и  элиминация агрессии (отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме; обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке)

     Дети с СДВГ зачастую имеют очень низкую самооценку и поэтому склонны быть в одиночестве, находясь в изоляции и рискуя стать жертвами других. И напротив, они могут вести себя агрессивно по отношению к сверстникам, и их необходимо контролировать, чтобы свести к минимуму проявления агрессии. Лучший способ справиться с подобной ситуацией – это отвлечь их внимание совершенно другим заданием. При этом положительную роль сыграет их неумение справляться с изменениями, поскольку они будут так поглощены попытками понять новое задание, что забудут любую начатую драку. Эта тактика срабатывает во многих случаях, когда необходимо преодолеть различные возникающие проблемы.

     Этим детям необходимо ощущение занятости и приобщенности к конкретному делу. Пока они заняты, у них есть мотивация и меньше шансов, что они "отключатся". Поощряйте работу в меняющихся группах и взаимодействие между учениками. Взаимопомощь и ощущение общности в классе создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей. Разъединяйте пары и тройки, даже целые группы, если вместе они не добиваются хорошего результата. Возможно, вам придется испробовать много способов. По мере возможности организуйте ученику "друга по учебе" по каждому предмету (с номером телефона). Тактично и доступно объясните, почему ребенок получает особое внимание, подчеркните, что это норма, чтобы его не дразнили в классе.

    Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание. Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка.

    Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., постарайтесь осторожно дать ему точный и ясный совет. К примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.

    Если ребенок дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание - посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания. Если не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников - увеличьте расстояние между партами. Если часто ведет себя вызывающе -игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения. Следите за собой. Оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

    Часто соученики  не уважают детей с СДВГ.  Давайте им особые поручения в присутствии его одноклассников. Если такой ребенок неуверенность в себе - хвалите ученика за хорошее поведение и работу; предоставляйте ему возможность играть роль лидера. Не позволяйте таким детям оставаться в одиночестве или замкнуться в себе.          Поощряйте их взаимодействие с соучениками; планируйте коллективные виды работы.