Авторская статья "«Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе организации специально модулируемой проблемной ситуации для активизации игровой деятельности у детей»

Дубиничева Н.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастит. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»

 

 

Через игру дети получают хорошие знания об окружающем мире, развивается их фантазия, развиваются их познавательные и творческие способности.

Игра помогает понять себя, свое отношение к миру. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает, и учится действовать правильно.

Мы все понимаем важность и значимость игры для ребенка. И для умелого руководства игрой воспитателю самому необходимо поучиться играть.

Одним из наиболее эффективных методов  активизации игры у детей является создание взрослым специально модулируемой проблемной ситуации. Проблемные ситуации развивают познавательные, творческие способности детей и усложняют игру. Но нужно помнить, создавая различные ситуации, воспитатель должен исходить из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов.

Проблемное руководство игрой уже в раннем возрасте стимулирует интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо использовать различные формы комплексного руководства игрой, создавая при этом необходимую игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения, показы, создание проблемной ситуации. Особое значение имеет активное участие самого ребенка в игре,  взрослый лишь вызывает инициативные действия, постепенно усложняя игровые задачи.

Создавая , моделируя проблемные ситуации мы должны помнить правило: "о« простого к сложному». В этой связи большое значение приобретает классификация проблемных усложняющих ситуаций в зависимости от возраста детей.

Показателем трудности здесь является степень общения, которую достигает тот или иной ребенок. Исследования ученных показали, что уже с 2-х лет дети в состоянии выполнить игровое действие с проблемной ситуацией. На этом этапе прямая инструкция взрослого «Дай кукле пить из чашки» (поручение) заменяется косвенной: «Кукла хочет пить». Ребенок слышит только название действия и предмет? он задумывается, как ему решить эту ситуацию. Проблемные ситуации постепенно усложняются, решаются с использование предметов- заменителей, воображаемых предметов.

На первом этапе воспитатели используют 1 группу проблемных ситуаций, которые называются простыми проблемными ситуациями.

Пример:

1.Кукла грязная (мокрая, заболела, хочет кусочек яблочка и т.д.) помоги ей

2. Во время игры сломалась машина (паровоз, самолет, мост и т.д.) Что делать?

Наиболее сложными является конфликтные проблемные ситуации. Когда игровой персонаж не хочет что-либо делать, «плачет», или персонажи поссорились по какой-то причине. Такие ситуации требуют обсуждения и принятия решения. Например: «Каркуша, Филя и Степашка решили играть в «Космическое путешествие». - Чур, я командир корабля, - говорит Степашка. - Ты вчера был командиром. Ты каждый день командир, - запротестовали Филя и Каркуша.

Вопросы детям:

1.    Правильно ли поступает Степашка, стремясь быть командиром в каждой игре?

2.    Что нужно сделать, чтобы право на интересные роли имели и другие дети? И т.д.

 Проблемные ситуации, которые специально моделируются взрослым, активизируют игру детей, помогают и способствуют тому, что ребенок сам ставит проблему в игре и находит пути ее решения. Это самый важный момент. Это еще раз подчеркивает, что проблемные ситуации развивают познавательную и творческую способность детей.

Особенно развиваются фантазии и творчество детей в процессе организации специально моделируемой проблемной ситуации для так называемых игр «Путешествий». Такие игры детям очень нравятся.

Для таких игр можно использовать «тематические картинки», которые помогают смоделировать ход игры. Картинка состоит из следующих разделов?

1.       Куда отправляемся путешествовать (парк, море, Сев. Полюс, сказочная планета и т.д.)

2.       На чем (машина, лошадка, верблюд, ковер- самолет,, летающая тарелка и т.д.)

3.       К кому (морской царь, Чебурашка, инопланетянин, бабушка и т.д.)

4.       Какие волшебные вещи помогают (скатерть самобранка, кольцо, шапка- неведимка и т.д.)

5.       Где готовиться путешествие (д.сад, дом, на улице почта и т.д.)

6.       Что может произойти во время путешествия (разразилась буря, сломался корабль, пропали продукты, кто-то повстречался в пути (злой волшебник, зайчик, Баба-Яга и т.д.)

7.       Финал путешествия (концерт, цирковое представление, чаепитие и т.д.)

Такие картинки помогают составить план игрового действия, и найти выход из различных проблемных ситуаций проговорив их. Работа с картотекой – это практическое применение тризовских приемов? Раскладывая картинки на листе бумаги и соединяя их по своему замыслу, дети создают сюжеты, что развивает их творческую фантазию, умение находить выход из созданных проблемных ситуаций (использовать картотеку во время игры не следует, т.к. Это отвлекает детей, при подготовке к игре и созданию различных проблемных ситуаций.

Задача воспитателя – реализовать в игре все творческие задумки детей, только тогда она станет их игрой, они почувствуют себя ее хозяевами. Для умелого руководства игрой воспитателю самому необходимо научиться играть. Воспитатель должен быть творческим, уметь увлечь детей и помочь им реализовать все их задумки.

Для повышения деловой квалификации педагогов по этой теие предлагается следующий практический материал?

1.             -В помощь педагогу «Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов»

2.             -Анкеты для родителей «Игра-это отражение жизни»

3.             - Вопросы к детям «А любишь ли ты играть?»

4.             –Творческое задание для воспитателей к педагогическому совету. «Создание – моделирование проблемной ситуации для активизации игровой деятельности детей»