Формирование социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Родыгина Людмила Николаевна

В настоящее время в соответствии с законом об образовании, ФГОС ДО осуществляется модернизация системы дошкольного образования. В современном обществе происходят значительные преобразования, связанные с изменением ценностных ориентиров политики дошкольного образования. Изменения отражены в нормативно - правовых документах в реализации целевых установках, принципах, задачах современного образования. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

Одной из задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. Ещё есть  задачи  на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

 

Основные принципы дошкольного образования:

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития

2. Индивидуализация дошкольного образования

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

5. Сотрудничество организации с семьёй

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

8. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей (возрастная адекватность)

9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

 

Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:  происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей. Так на сегодняшний день в нашей группе проходят такие мероприятия: «Мама, папа, я спортивная семья»,  чаепития на день именинника. Такие совместные праздники, времяпровождение, сплочают коллектив детей и взрослых.

Дети учатся выражать свои искренние пожелания, радуются и сопереживают и хотят такой же отдачи от взрослых. Эти мероприятия являются не только привлекательными, но и полезны, так как позволяют родителям увидеть некоторые проблемные моменты взаимоотношений своего ребёнка со сверстниками и приобретение опыта взаимодействия в новых условиях со своим ребёнком и родительской общественностью в целом. Ведь семья всегда остаётся важнейшим институтом социализации детей. В ней формируются основы характера человека, его отношений к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

 

Экскурсия является одной из эффективных организационных форм. Она позволяет проводить наблюдения, изучать явления природы, знакомиться с окружающим миром. Экскурсия создает условия для эстетического развития внутреннего эмоционально мира и формирования нравственных ценностей, стимулирует творческую активность, мышление, способствует формированию основ экологической культуры с позиций личностно-ориентированного подхода. Экскурсии обеспечивают закрепление знаний, полученных на занятиях, прямое общение детей с природой родного края, трудом людей.

Нами совершаются экскурсии в чудный осенний, зимний лес, воспитывая в детях эмоциональную отзывчивость, видеть прекрасные изменения пейзажа. Экскурсии помогают налаживать взаимодействие с социумом. Так, наш детский сад, тесно сотрудничает с МОУ СОШ№15. Мы совершаем экскурсии в школьный музей «Русская изба» и «комната боевой Славы». Где экскурсовод знакомит детей с историей возникновения и строительства нашего города (воспитание юного патриота города), либо рассказывает о тех военных событиях, которые помогли восстановить мир, дать то, счастливое детство, которое есть у наших детей (воспитание гордости за русского воина – освободителя).

Взаимодействие с социумом происходит и при взаимопосещении

детей «Детской школы искусств №2» и наших воспитанников. Мы, дети и педагоги ходим к ним на экскурсию – посещение выставки работ детей (художественно – прикладное направление), дети школы искусств, приходят к нам со своими концертами (игра на музыкальных инструментах). Таким образом, мы, педагоги формируем навыки общения, культуру общения, прививаем умение воспринимать музыкальные произведения в «живую», радоваться за достигнутые успехи.

Экскурсии в природу воспитывают экологическую культуру: умение общаться как с живыми, так и не одушевлёнными предметами, соблюдать правила поведения в природе. (Не ломать деревья, не обижать животных и т.д.)

Эта малая часть работы по формированию у детей умений жить в социуме, т.е. быть уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.

 

 

Литература:

1.Приказ  Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», 1 январь 2014 года.

2.Тимофеева Л.Л. Ребёнок и окружающий мир Сант – Петербург, «Детство – пресс»

3.Алябьева Е.А.  Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет

Методическое пособие –М.ТЦ Сфера 2009г

4. Николаева С.Н. Юный эколог – Мозаика Синтез, Москва