Готовность детей к школе: начало успешного обучения

Карякина Татьяна Владимировна

Требования школ к дошкольному детскому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность детей к школе: начало успешного обучения

Каждый родитель сам определяет год поступления ребенка в школу. Это может быть 6 или 7 лет. Определив год, необходимо сформулировать свои ожидания. Что должен уметь ребенок, приходя в школу? Обязанностью родителей является в настоящее время сформировать интерес ребенка и подготовить его к школе, что они могут делать любым удобным для них способом: самостоятельно, с помощью бабушек и дедушек, в детском саду.         Требования к дошкольному детскому развитию: развитая устная речь, знание стишков, песенок, рифмовок, умение слушать читаемую книгу, умение выполнять задание или инструкции, умение пользоваться карандашами, умение общаться с детьми и взрослыми, умение играть, используя ролевые игры, уметь выполнять простейшую совместную деятельность, иметь некоторые представления об окружающем мире.

Общеизвестно, что первоклассники, которым дома регулярно читали книжки, учатся лучше тех, кому не читали до школы. Считалось, что основной целью чтения вслух дошкольникам является создание положительного отношения к чтению и скорейшее приобщение к детской художественной литературе.

Таким образом, первой обязанностью родителей является ежедневное чтение детям вслух разнообразной художественной литературы. В нескольких программах указывается ежедневный минимум: 20—30 минут.

Количество стишков и рифмовок, которые ребенок читает наизусть в возрасте 3 лет, является индикатором его успехов в чтении и письме в 6 лет.

Общеизвестна роль письма, особенно во взаимосвязи с чтением для развития познавательной деятельности, в том числе ребенка. Таким образом, игра с карандашом, написание палочек, кружочков, рисование, лепка, выкладывание палочек и многое другое, что связано с развитием движения пальцев и рук является обязанностью родителей, готовящих детей к школе.

    Проблема раннего обучения детей чтению имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения.

 Опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций. А в работе с детьми, имеющиеся речевые нарушения, раннее обучение чтению дает возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности коррекционной педагогики.

В школе работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте. Школа призвана ввести ребенка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практически освоение письма и чтения – это другая, совсем отдельная задача, и решать ее лучше до школы.

Сформировать стабильный графический образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, ее преобразование наиболее целесообразным способом. Для развития зрительно-пространственной ориентировки целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приемы обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони), тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Чудесный мешочек»).

На начальных этапах обучения чтению хорошо использовать дидактические игры: «Буквы ходят в гости», «Окошечки», «Телеграф», «Помоги Незнайке», «Следопыт», «Разведчики»,  «Кто больше», «Звук заблудился», «Буква заблудилась», «Неизвестно, как случилось…», затем слоговые таблицы Н. Зайцева и т.д.,

Чтобы развить навык звукобуквенного анализа, хорошо помогают различные головоломки, кроссворды. Необыкновенные превращения происходят, когда дети преобразовывать слова:

  1. путем замены в них звуков – получались новые слова:- /слово «сом», замените в нем первый звук. Сом – дом – ком – лом … Замените второй звук: сом – сам. Замените третий звук: сом – сок – сор…
  2. исключая один звук / хлев – лев, уточка – точка, щель – ель, беда – еда, экран – кран/
  3.   добавляя один звук / рот – крот, роза – гроза, шар – шарф/

Заменяя в словах один согласный звук: / корж – морж, киска – миска, песок – лесок, галка – палка, норка – корка/

- для обогащения словарного запаса /«Меткое слово», «Кто знает, пусть продолжает», «Наоборот», «Найди ошибку», «Кто, где и какой?»…/,

- для развития фантазии и речевого творчества детей/ «Путешествие в Угадайку», «Путешествие в Вообразилию» Б. Заходера, «Если был бы…» Ш. Силверстейн , «Где это видано, где это слыхано», «Путешествие в Сочиняйку», «Путешествие в гости к сказке…»/,

- для работы над дикцией /«Кто быстрее», «Произноси правильно», «Страна Скороговорляндия»/,

- комплексные игры и графические упражнения для подготовки руки к письму, развития умения рассказывать по рисунку, развития мелкой моторики кистей рук, ловкости, точности движений /«Трудные пуговки» А. Седугина, «Отгадай и нарисуй», «Быстрый карандаш», «Разложи вслепую»…/             

Чистоговорки, скороговорки, шумелки, жужжалки детям не только необходимы для развития речи, они также доставляют незабываемые минуты радости.

В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам, и др.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т.д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка.

Таким образом, очерченный коммуникативно-речевой аспект предопределяет содержание речевого развития ребенка дошкольного возраста на основе субъект-субъектного взаимодействия, обеспечивает преемственность и общность подходов семьи, дошкольных образовательных учреждений и школы к развитию всех сторон речи и подготовки его к школе. Это создает перспективу личностного становления, овладения образовательными стандартами на протяжении всей жизни, реализации себя как личности.

Литература

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду.  Отв. ред. М.А.Васильева.  М.: Просвещение, 1985г. – 174с.
  2. Мир детства.  Оренбург, 1993г., 7с.
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.  М.: изд. «Академия»  1996г. – 336с.
  4. Глинка Г.А.  Буду говорить, читать, писать правильно.  – С-Пб.: Питер Пре, 1996г. 224с.
  5. Мусина В.С.Психология дошкольника. – М.: Просвещение 1975г. – 239с.
  6. Н.Н. Сметанникова  Стратегиальный подход к обучению чтению.  М.: «Школьная библиотека» 2005г. – 66 – 69с.
  7. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. – М.: Знание, 1994г. – 160с.
  8. Из чего строятся слова.,  Л. Венгер,  ж/л Дошкольное воспитание, № 11 – 1994г., с 43.
  9. Воспитание личности.  Я. Корчак., М.: Просвещение, 1992г.
  10. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т.  Я хочу: психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей.  Кишинёв, /«Вирт»/, Санкт Петербург /«Дерваль»/.
  11. Поваляева М.А., Беденко Г.В. Интегративный подход при коррекции просодической стороны речи. / Под ред. М.А. Поваляевой. Ростов на Дону: издательство РГПЧ 2000г.
  12. Лаврентьева Г. Готовность детей к школе: начало успешного обучения. /Дошкольное воспитание 2000 - № 9 – с 3-5.
  13. Мир детства. Дошкольник.: под редакцией А.Г. Хрипковой; М.: Педагогика. 1989г. – 416с.
  14. Сиафетдинова Ф.З.   Занимательная, живая, загадочная и цирковая Азбука. М.: Теликом. 1994г. – 84с.