Семья и воспитание

Татьяна Владимировна Макеева

Данная статья будет полезна всем работникам ДОУ и рекомендованна родителям воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_vospitanie.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали и отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребёнка культуры поведения, дисциплинированности, организованности, честности, правдивости и скромности.(Слайд 1)

Отец и мать – формируют личность ребёнка с раннего возраста.  Важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Маленький ребёнок особенно нуждается в родительской любви, у него огромная потребность в общении с взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь к родителям, беспредельное доверие к ним делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам родителей. Семью называют «школой чувств». В семье в общении с родителями, с братьями и сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь родных к ребёнку, их забота о нём вызывают у него ответный отклик. Закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.(Слайд 2)

Велико значение семьи и в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка.

Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей других членов семьи, он растет эгоистом. (Слайд 3)

        Родителей должно объединять любовь, общие интересы, ответственность за воспитание детей.

Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда оба родителя служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями.

Воспитывая детей в семье, родители не всегда осознают, что дошкольники, проявляют особый интерес окружающему миру. Ограничение детей рамками семейной жизни сказывается на их общем развитии, не формирует личность ребёнка.

     Дети легко поддаются внушению. Внушать им можно не только хорошее, но и плохое. Ребёнку трудно управлять своими эмоциями, чем и объясняются довольно быстрые переходы от бурного веселья до слёз. Родителям при воспитании своего ребёнка необходимо учитывать эти особенности. Например, не надо наказывать ребёнка за то, что он отображает в игре, что – то плохое, лучше показать ему хорошую, интересную игру. Не надо увлекаться внушениями, разъяснениями, правильнее будет включить ребёнка в конкретные практические дела, посильные для его возраста.

Достойное поведение родителей в семье служит дошкольникам примером для подражания, формирует у них такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, заботливость.

     Мать и отец – главные воспитатели своих детей. Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать, плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, 

    Поэтому  планируя работу с детьми, я стараюсь поставить для себя задачи так, чтобы можно было их эффективно решать при взаимодействии с семьей и поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие задачи которые я ставила для себя вы видите на экране(.Слайд4)

     Основной целью всех форм и видов взаимодействия воспитателя с семьей, я всегда ставлю – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

       Я  стараюсь всегда установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

     Для выполнения поставленных целей и задач я применяю различные формы сотрудничества с родителями, как  традиционные (родительские собрания, практикумы, консультации, индивидуальные беседы);  так и современные, нетрадиционные формы (семинары-практикумы, совместные мероприятия с детьми и родителями, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции,  родительские гостиные, оздоровительные мероприятия и т.д.).        

      Вот, например я проводили с родителями родительскую гостиную  на тему: «Сказка, как средство воспитания ребенка» в ходе проведения  которой, я рассказала родителям о проблеме духовно-нравственного воспитания, снижении культурного и интеллектуального уровня нации, а после моего рассказа ребята совместно рассмотрели иллюстрации в книжках и  инсценировали сказку «Колобок». В конце встречи родители поучаствовали в викторине «По дорогам сказки», побывав при этом в далеком детстве и вспомнив свои любимые сказки.( Слайд5) Результатом этой работы у нас стала «Библиотека выходного дня», теперь родители приносят из дому книжки и обмениваются ими для чтения дома своим ребятишкам , с папами провели родительскую гостиную для пап на которой наши папы узнали о существовании «Дня мужчин», девочки для пап пели частушки и в конце папы показали свои умения в перетягивании каната.

      Хорошо востребованными, в моей работе стали круглые столы  «Изучаем вместе», «Играем вместе» , за которыми родители учатся играть в различные настольные, дидактические игры, потом играют в эти игры дома. (Слайд 6), так же играем с родителями в игры путешествия по родному детскому саду, что также сближает детей и родителей поднимает их эмоциональный  настрой.(Слайд7)                           

       Самой, из наиболее доступных форм установления связи с семьями воспитанников я считаю - индивидуальный подход к каждому родителю, когда происходит обмен мнениями по разным вопросам. Используя эту форму, провожу тематические консультации, (Сайд 8) готовлю памятки и буклеты на интересующие родителей темы, оформляю уголки для родителей (Слайд 9). Ежеквартально у нас в группе проводятся выставки совместного творчества, (Слайд 10,11) постоянно к праздникам оформляем газеты, папки раскладушки. (Слайды 12,13,14). Еще себя хорошо зарекомендовала такая форма работы с родителями , как «Почта доверия», родители в письменной форме, могут класть  в сундучок записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей, воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистам письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и предлагать новые идеи.

    Также огромное внимание уделяю детско-родительским проектам, родители с детьми выполняли такие проекты как, «Наш активный отдых», «Снегири». «Птицы на дереве». Выполняя проекты совместно со своими детьми, родители также сближаются с ними, узнают о своем ребенке много интересного, а дети с чувством гордости и уважения к своим родителям рассказывают  мне о том, как они участвовали в изготовлении данного проекта.

    В интересной форме проходило у нас мероприятие на тему: «Здоровый -ребенок талантливый ребенок», в ходе которого я с родителями обсудила наболевший вопрос о заболеваемости детей  в группе и мерах ее предупреждения, затем мы провели мини соревнования с детьми и родителями. Это мероприятие доставило и детям и родителям много радости и море эмоций. (Слайды15,16,17) .

      Работая с детьми и проводя работу с родителями, я для себя сделала вывод: что роль семьи в обществе, не сравнится ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.

1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.

План собрания: