Духовно-нравственное воспитание детей.

Кулинцева Галина Александровна

В статье изложены задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-narvstv_soobshch_kulintseva_g.a.rossosh.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №18

Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ с учетом ФГОС»

План

  1. Духовно-нравственное воспитание в ДОУ
  2. Задачи духовно-нравственного воспитания с учетом требования ФГОС
  3. Художественно-продуктивная деятельность как основное средство развития ребенка
  4. Взаимосотрудничество семьи и детского сада
  5. Трудности и пути их решения

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Важным шагом со стороны государства стало введение в систему образования нового предмета –«Православная культура». Об этом свидетельствует информационное письмо Министра образования РФ, доводящее до сведения органов управления образованием субъектов РФ Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (Москва,2013).  Таким образом, можно говорить о расширении состава образовательных областей в структуре содержания образования.

В соответствии с ФГОС от  17.12.2013г. №1155 духовно-нравственное воспитание в детском саду является одной из задач развития ребенка  Именно старший дошкольный возраст является периодом наиболее активного и успешного освоения ребенком культуры. Той культуры, носителями которой являются родители, воспитатели, ближайшее окружение подрастающего малыша.

  О том, что ребенок является существом не только социальным, но и духовным, следует обязательно помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону развития вне поля зрения, но обогащая ее традиционными духовными представлениями и образами.  Важно, чтобы мир дошкольника наполнялся в первую очередь образами культуры своего народа. Восстановление преемственности поколений в воспитании и освоении традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ национального самопознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека с видимым миром, своей семьей, с другими людьми, духовным миром и Богом-Творцом.

Несомненно, для русского человека, русской культуры духовно определяющую роль играют православное мировосприятие, православная вера, православный уклад жизни.

Само духовно-нравственное воспитание, понимаемое как содействие формированию духовной сферы ребенка, предполагает целенаправленное развитие трех основных собственно человеческих способностей:

--нравственной способности--  к различению добра и зла;

--эстетической способности—к различению прекрасного и безобразного;

--православные способности—к различению истинного и ложного.

В основе же развития этих способностей лежат нравственные, эстетические, религиозные идеалы и эталоны, заданные в контексте традиций и усвоенные личностью как ценностные, определяющие смысл жизни.

В возрасте 5-7 лет дети достигают высокого уровня физического и умственного развития,  отличаются  большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится правильной и грамотной.

Формирование у них религиозного чувства основывается не только на эмоциях, но и на определённых знаниях, доступных детскому восприятию  в данном возрасте. С удовольствием дети 5-7 лет слушают сказки, рассказы. Повествование необходимо сопровождать жестами и звуками, движениями, показывать размеры предметов, о которых идёт рассказ, разглядывать большие, яркие картинки, и притрагиваться к предметам, иллюстрирующим повествование. Сюжеты должны быть предельно простыми. Детскому понятию сложны определения правды, справедливости, веры, праведности, но они понимают добрый, хороший, злой. В этом возрасте хорошо воспринимаются библейские рассказы о сотворении мира, о значении и жизни семьи. Педагоги предлагают детям представить себя как бы рядом с библейским лицами: так возникает живость и непринуждённость восприятия.

Основным средством в развитии ребенка является художественно-продуктивная деятельность. Известно, что продуктивный ручной труд имеет уникальное развивающие и коррекционные возможности, влияя на речемыслительные способности ребенка, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие. Охотно дети работают с карандашами, красками, кубиками и пластилином. Но творческая деятельность должна быть непродолжительной и обязательно приносить плоды. Очень сильно в этом возрасте желание добиться одобрения.

Занятие можно разделить на две логических части:

-- вступительная беседа, носящая характер поискового диалога (чаще всего беседа строится на обсуждении рассказанного воспитателем библейского рассказа,  прочитанного стихотворения, связанного с темой занятия);

--рукодельная часть(помимо элементов рукоделия можно использовать сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры).

  Основной событийно-содержательной линией занятий является календарь: природный (времена года), гражданский и, особенно важно, православный церковный календарь, в соответствии с которым проживаются события, планируется и строится воспитательно-образовательная работа. Организация занятий в соответствии с календарными вехами наполняет детский год значительными событиями, обоснованными традицией жизненного устроения, в котором самое видное место занимают праздники (Рождество, Светлое Христово Воскресение, Благовещение, Сретение и т.д).

Выделим основные задачи  занятий духовно-нравственного воспитания дошкольников:

Воспитывающие:

--помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка через приобщение к основам православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;

-- освоение традиции готовиться и отмечать православные праздники, стремясь к пониманию их подлинного жизненного смысла;

- -- содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости;

-- воспитание стремления подражать благим образцам, жить по совести;

--воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;

-- привитие художественного вкуса и эстетических предпочтений на основе образцов традиционной духовной культуры;

Обучающие:

--знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;

--первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека;

--знакомство детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, связанными с тематикой занятий;

Развивающие:

--содействовать общему развитию ребенка;

--помощь в освоении социальных навыков и норм поведения;

--развитие умения замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею и беречь;

-- развитие нравственных и эстетических чувств ребенка, формирование системы нравственных и эстетических эталонов, поддержка в детях стремления поступать по доброму, приумножать красоту;

--помощь в развитии творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя;

-- содействие развитию речи детей;

--привитие навыков художественной деятельности;

--развитие навыков усидчивости и аккуратности.

  От нас, воспитателей, зависит каким зерном мы засеваем души  наших детей. Главное не быть равнодушными. Необходимо самим развиваться, духовно работать над собой. А по другому нельзя, ведь нельзя же дать другому того, что не имеешь сам.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

В процессе работы возникают такие трудности:

- Потребность в инструктивных и методических материалах;

- отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями;

- знания педагогов получены лишь путем самообразования;

- необходимы разработки нормативно-правовой базы;

- подготовка кадров;

- отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;

- отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.

Факультативный курс или кружковая работа по изучению культуры Православия в детском саду по желанию родителей.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Использованная литература:

  1. Шевченко Л.Л. «Добрый мир: Методическое пособие для воспитателей детского сада» – М. 2013г.
  2. Тарасова Н.В. «Родная словесность»- М. «Ника» 2012г.
  3.  Афанасьева С. «Основы православной культуры»-Калининград, «Стогна», 2001г.
  4. Гонаго Б. «Детям о душе» - Минск, 2012г.
  5. Воробьева Д.И. «Гармония развития»-М. Детство-пресс, 2012г.