Игровые упражнения с детьми дошкольного возраста на развитие психических процессов.

Амплетова Елена Владимировна

Игровые упражнения с детьми дошкольного возраста на развитие психических процессов.

 

Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.

Ценность дошкольного детства в общем цикле психического развития А.Н. Леонтьев определял с точки зрения «непреходящих приобретений», а именно формирования таких психических свойств с способностей, которые входят в структуру личности и определяют весь путь ее дальнейшего развития. А.В. Запорожец выделил ценные человеческие качества, формируемые у дошкольника, которые должны войти в «золотой фонд зрелой человеческой личности»: наглядно – образное мышление, творческое воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим людям.

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции, речь развиваются в детской игре.

Предлагаемые игры и игровые упражнения направлены на развитие психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно – волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).

Игровые упражнения на развитие памяти.

 Игра «Мемори».

Эта игра довольно популярна во всех странах. Карточки для нее продаются в магазинах развивающих игрушек, но их можно сделать и самостоятельно. В комплекте игры 20 карточек: 10 картинок повторяются по два раза. Для игры карточки раскладываются в пять рядов рубашками вверх. Игра идет по очереди. Игрок открывает одну карточку, а затем пытается открыть и вторую карточку с такой же картинкой. Если картинки не совпали, то карточки вновь переворачиваются, если совпали — то игрок забирает их себе и ходит еще раз.
Игру можно немного со временем усложнить, взяв за правило поднимать сразу две карточки, а не поочередно.

Игровое упражнение «Найди отличия».

Эта игра является интерпретацией знаменитой игры «Найди отличия». Нарисуйте на листе небольшой рисунок, к примеру, дом. Пусть малыш его запомнит. Теперь попросите его отвернуться и дорисуйте что-то небольшое. Малыш поворачивается и должен угадать, что вы дорисовали. Затем рисует ребенок, а вы отворачиваетесь.

Игровое упражнение  «Комната».

Предложите ребенку рассмотреть внимательно комнату, затем завяжите ему глаза платком и спросите что-то по поводу вещей в комнате: что лежит на столе? Какого цвета игрушка на диване? Сколько цветов на подоконнике и т.д. Вопросы задавайте друг другу по очереди.

Игровое упражнение «Как прошел день?»

Это упражнение полезно для любого возраста. Приучите дошкольника каждый вечер рассказывать вам, что произошло за день. Пусть постарается четко восстановить порядок дня: сначала встал, сделали зарядку, потом покушал, застелил кровать и т.д. Память должна привыкать к постоянному удержанию информации.

Учим стихи.

Все знают, что запоминание стихов — хороший способ тренировки памяти. Но ребенок не должен запоминать стихи механически. Для этого перед изучением стиха и после его прочтения задайте ребенку разные вопросы по тексту: кто сделал, какого цвета море, что хорошего увидел и т.д. Хорошо бы еще нарисовать картинку к стихотворению или пересказать стих своими словами. Затем читайте начало строчки, а ребенок должен будет поизносить рифмованное окончание. Обычно дети очень хорошо чувствуют рифму и могут быстро вспомнить окончание.

Игровые упражнения на развитие внимания.

Игровое упражнение «Пожалуйста».

Игра быстро учит детей умению быстро переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой, помогает им преодолеть двигательный автоматизм.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое – нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.

Игровое упражнение «Нарисуй».

Данное упражнение помогает детям развивать произвольное внимание.

Педагог предлагает детям нарисовать в один ряд десять треугольников, затем заштриховать красным карандашом третий, шестой и девятый треугольник. Зеленым, второй и пятый, четвертый и шестой – синим цветом.

Игровое упражнение «Хлопай в ладоши».

Упражнение помогает развивать у детей способность к быстрому переключению и распределению внимания.

Педагог называет различные слова: стол, кровать, карандаш, воробей, кошка, чашка и т. д. Дети внимательно слушают и хлопают в ладоши в тот момент, когда услышат слова, обозначающие (называющие) животного, посуду, мебель.

Игровое упражнение «Что изменилось».

Педагог ставит на стол три – четыре игрушки (в дальнейшем можно увеличить их количество) и предлагает рассмотреть в течении одной минуты. Затем просит детей отвернуться, а тем временем убирает одну из игрушек. Когда дети повернулись, спрашивает, какой игрушки не хватает?

Игровые упражнения на развитие мышления

Игровое упражнение «Наоборот».

Упражнение направлено на развитие скорости мышления, сообразительности. Взрослый или кто-то из детей начинает игру, бросая мяч, говорит: «Вперед». Тот, кто мяч ловит, должен быстро сказать слово, противоположное по смыслу: «назад» (можно придумать пары слов: вверх – вниз, далекий – близкий, храбрый – трусливый, клеить – рвать, север – юг и т. д.). Если кто – то из детей не может быстро назвать слово, все дети хором по сигналу взрослого говорят ответ. Темп игры должен быть достаточно высоким, дети не должны долго думать. Поэтому можно ввести правило «горячего» мяча.

Игровое упражнение «Как можно использовать»

Упражнение направлено на развитие творческого мышления и воображения. Взрослый называет какой либо предмет и предлагает ребенку сказать, как его можно использовать. Например: взрослый говорит  «газета», а ребенок называет варианты: читать, писать, построить кораблик, шапку, постелить на пол, использовать как игрушку для кошки и т. д. Детей необходимо подталкивать к нестандартным ответам. Игроков, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять.

Игровое упражнение «Необычный поезд»

Игровое упражнение помогает развивать мышление, операции анализа и синтеза.

Материал: набор картинок с изображением всевозможных объектов.

Картинки складывают в центр стола, дети стоят вокруг него. Затем педагог предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких – либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», - и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях. Необходимо стимулировать детей к поиску нестандартного решения, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым.