РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР-БЛОКОВ ДЬЕНЕША

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР-БЛОКОВ ДЬЕНЕША

В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используются различные виды несложных логических задач и упражнений.

Назначение логических задач и упражнений – активизировать умственную деятельность детей, оживить процесс обучения. Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится всё более актуальной. Элементы логики классов (классификация) уже традиционно входят в программу математического образования дошкольников.

На основе блоков Дьенеша разработаны так называемые обучающие логико-математические игры. Игры формируют не только элементарные математические представления, но и определенные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач. Так как в процессе действий с блоками данные формы мышления позволяют выделить самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей, формируется умение рассуждать, делать умозаключения, выводы в соответствии с законами логики. Они повышают устойчивость внимания и произвольность запоминания, развивают умение понимать поставленную задачу (т.е. что надо сделать), развивают настойчивость в достижении цели.

Данные дидактические игры прекрасно развивают наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое, практически-действенное и логическое мышление. Работу по развитию логического мышления можно продолжить, развивая образно-ассоциативное цветоощущение, заменяя знаки-символы цвета на знаки, обозначающие и соотносящие чувство-ощущение с цветом, например: красный цвет воспринимается как горячий; желтый – как теплый; синий – как холодный.

Заменяем знак красного цвета на знак, обозначающий огонь, знак желтого цвета на знак, обозначающий солнце, знак синего цвета на знак, обозначающий снег. Игры с новыми знаками проводятся по обычному сценарию.

Использование логических блоков в играх дошкольников позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами “и”, “или”, частицей “не” и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.