Эстетическое воспитание детей в ДОУ.

Степанова Елена Николаевна

Эстетическое воспитание детей в ДОУ.

 

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая ребенка среда откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Так же эстетическое воспитание повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Эстетическое воспитание приобщает детей к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Поэтому проблема эстетического воспитания детей является актуальной и значимой для современного общества.

      Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином эстетика. Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

      Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной эстетической деятельности детей, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развития творческих задатков и дарований в области искусства.

      Обучающая деятельность – один из путей осуществления эстетического воспитания. Потенциалом эстетического воспитания детей обладают многие виды детской деятельности: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение, а также трудовое обучение и множество других видов деятельности.

      Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагога и ребенка, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

      Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

      Методы и средства воспитания эстетической деятельности. В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребёнка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

      Методы воспитания эстетической деятельности очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребёнка.

      Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

•        метод убеждения - направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;                                      

•        метод приучения - упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

•        метод проблемных ситуаций - побуждающих к творческим и практическим действиям;

•        метод побуждения к сопереживанию - эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

    Средства воспитания эстетической деятельности. Воспитанием эстетической деятельности мы можем считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец.

      Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

      Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

      Свой особый вклад в эстетическое воспитание вносит и трудовая деятельность, которая тесно переплетается с изобразительным искусством – лепка, аппликация.  Эти виды деятельности всегда очень тесно связаны с эстетическим воспитанием. Воспитывающее значение имеет как эстетика самого труда и продуктов труда, так и умения, и навыки, приобретённые в процессе труда, которые позволяют человеку творчески проявить себя.

      Танцевальное искусство способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.

       Природа нашей страны исключительно разнообразна. В каждом районе можно найти много красивых мест. Дети проявляют к природе живой интерес. Это естественное тяготение надо умело использовать для развития воображения, для воспитания патриотизма, стремления приумножить красоту и богатство природы. Благородные чувства и стремления можно вызвать у детей при проведении прогулок и экскурсий в природу.

       Любой вид деятельности в ДОУ  может эстетически воспитывать, физкультура, окружающий мир вызывают в ребенке определенные эмоции посредством своего материала. «(Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. В математических представлениях можно рассматривать пропорциональность различных форм, фигур - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического».

        Эстетическая  работа должна включать следующие методы:

·         открытые занятия;

·         беседы;

·         утренники, праздники, развлечения;

·         экскурсии в музеи;

·         посещение театров (оперный, драматический), филармонии;

·         прогулки и экскурсии в природу;

·         привлечение детей с детского сада в секции и кружки (живописи, конструирования, сценического искусства, танцев, музыки).

      В формировании  нравственных убеждений,  эстетических представлений важное значение имеют беседы, открытые занятия.

     Беседы необходимы для ответов на вопросы ребенка, возникающие во время познавания окружающего мира. Они помогают научиться отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного.

     Открытое занятие отличается от обычного тем, что методику работы педагога могут видеть и перенимать его коллеги.

      Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность педагога. В своей работе, педагог влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. Внешний вид педагога помогает формировать у детей правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека"

     Эстетическое воспитание детей – это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.

     Эстетическое сознание ребенка — это проявление специфической внутренней активности детей, способствующей восприятию ими действительности, а также их собственному творчеству, созидательной деятельности по «законам красоты, законам прекрасного».

     Кроме того, необходимо на всех занятиях и в свободной деятельности одной из решаемых задач ставить задачу эстетического воспитания личности. Каждый вид деятельности  в той или иной мере решает задачу эстетического воспитания. Развитие речи способствует развитию интереса, умению понимать богатство и красоту речи, родного языка, литературное чтение учит искусству слова богатством литературных образов и средствами их выражения. Окружающая действительность развивает эстетические чувства, наблюдательность, воображение и т.д.  Изобразительное искусство развивает художественное, творческое, системное, композиционное, пространственное, ассоциативное и другие виды мышления, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления и т.д. Другими словами, для педагога нет никаких ограничений для плодотворной деятельности в эстетическом воспитании детей, как на занятиях, так и в свободной деятельности.

    

Литература:

1. Эстетика. Под. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 240 с.

 2. Харламов И.Д. Педагогика. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. –   Кн.2.: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.

3. Педагогика. Под. ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. 479 с.

 4. Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Минск.1970.

5. Баранов С.П. и др. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. – 368 с.

6. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.

7. Хорунжая И.О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в художественно-образовательной среде // Человек и образование. – 2008.

8. Эстетическое воспитание в начальной школе: Разработки внеклассных мероприятий. –М.: Учитель,20

 

Статью подготовила: Степанова Елена Николаевна, воспитатель «Урайского специализированного Дома ребенка» г. Урай Тюменская область Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра Россия.  

  

Скачать:

Предварительный просмотр: