Главные вкладки

    Обратная связь.

    Черных Екатерина Сергеевна

    Уважаемые коллеги и гости моей страницы, данном блоге я постараюсь ответить на ваши вопросы и просьбы.

     

    Комментарии

    Черных Екатерина Сергеевна

    Как помочь детям доступным способом выразить гнев?

             Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Стаканчик для криков», «Волшебная труба "Крик"» и др.).

             Перед началом занятия (урока) каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце занятия, урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка» воспитателю (учителю) на память.

             Также этот мешочек может лежать в определенном месте и педагог может предлагать детям избавиться от возмущения, злости на что-то или кого-то, покричав в этот мешочек в спальной комнате или ванной комнате, там, где более удобно и можно уединится.                

             Небольшие бассейны с водой, размещенные в группе детского сада, - настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными, гиперактивными. 

             Многие взрослые умеет использовать воду в целях снятия агрессии, излишнего напряжения детей.

             Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

    1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шари¬ки, плавающие на воде.

    2. Сдувать из дудочки кораблик.

    3. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая фигурка.

    4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

    Черных Екатерина Сергеевна

    Упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими.

    С 3х лет

    «У птички болит крылышко — пожалей птичку»

    Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

              Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птич-ку» со словами: «Птичка... (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

    «У кого больше "любимок?»

    Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

               Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» — людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.

    С 4х лет

    «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

    Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

              Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.

    «Когда природа плачет»

    Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

               Ведущий говорит детям о том, что ребенок плачет обычно, когда его обижают. Предлагает придумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать. Дальше дети обсуждают, как можно пожалеть природу и помочь ей.

    Черных Екатерина Сергеевна

    Коррекция музыкой и цветом.

               Музыкально-цветовая коррекция используется в качестве самостоятельных или дополнительных занятий с детьми, испытывающими те или иные проблемы: застенчивость, апатию, инертность, страх, возбудимость, низкую самооценку, недостаток самоконтроля, тревожность, утомление. Каждый психолог (педагог), зная особенности ребенка (группы детей), может сам выбирать музыку, наиболее подходящую для занятий.

    Красный цвет

               Красный цвет используется при коррекции страхов, инертности, апатии. Музыкальные произведения: А. Вивальди «Буря на море», «Концерт для флейты с оркестром, часть вторая»; А. Хачатурян «Танец с саблями»» И. Гайдн «Симфония № 102, часть первая»; «Джазовые мелодии в обработке для детей»; музыка из серии «Звуки природы»: «Пение птиц», «Музыка воды»; П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»; Ф. Лист «Кампанелла»; В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»; песня из к/ф «Про Красную Шапочку» («Если долго-долго-долго...», музыка А. Рыбникова, слова Ю. Кима).

    Упражнения

    1. В пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку «Джазовые мелодии в обработке для детей» мизинцами левой и правой руки ставить точки на листе бумаги. Упражнение продолжается 3 мин. Спросите детей: «На что похожа картина, которую вы нарисовали?»

    2. На листе акварельной бумаги нарисовать круг. Под музыку А. Вивальди «Концерт для флейты с оркестром, часть вторая» пальчиковой краской красного цвета мизинцем левой руки раскрасить круг, заполнив все пространство.

    3. На листе акварельной бумаги или плотного картона нарисовать контуры рыб. Кусок пластилина красного цвета разделить на небольшие кусочки. Под музыку «Звуки природы. У ручья» прикрепить кусочки пластилина к изображению рыб и размазать, заполняя все пространство.

    Оранжевый цвет

                Оранжевый цвет используется при коррекции застенчивости, замкнутости, скованности движений. Музыкальные произведения: Л. ван Бетховен «Симфония № 5, финал»; С. Прокофьев «Токката»; П.И. Чайковский «Итальянское каприччио»; И. Штраус «Полька пиццикато»; «Звуки природы»: «Шум океана», «Морской прибой»; «Джазовые мелодии в обработке для детей»; Ф. Лист «Кампанелла»; песня из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания» (муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева); Г.В. Свиридов «Дождик».

    Упражнение

    1. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько геометрических фигур: круг, квадрат, ромб, треугольник. Под музыку И. Штрауса «Полька пиццикато» заштриховать фигуры восковым мелком оранжевого цвета.

    2. Подготовить квадраты 5><5 см из бумаги оранжевого цвета (8—12 шт.). Под песню «Жил да был брадобрей» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания» наклеить узор из квадратов на лист картона. 3. Подготовить полоски (длина 10 см, ширина 2 см). Под музыку Л. Бетховена «Симфония № 5, финал» наклеивать полоски крест - накрест (в форме решетки), стараясь заполнить все пространство.

    Желтый цвет

                Желтый цвет используется при коррекции гиперактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки. Музыкальные произведения: М. Равель «Болеро»; П.И. Чайковский «Симфония № 1, финал»; Г. Свиридов «Метель»; «Звуки природы»: «У ручья», «Музыка ветра»; Ф. Шуберт «Зимний путь»; «Beatles» в обработке для детей; песня из к/ф «Мама» («Мама — первое слово, главное слово...», муз. Ж. Буржоа, Т. Попа, сл. Ю. Энтина); песня из м/ф «Мамонтенок ищет маму» (муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего); С. Рахманинов «Прелюдия ми бемоль мажор».

    Упражнение

    На листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музыку М. Равеля «Болеро» наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.

    Зеленый цвет

                 Зеленый цвет используется при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности. Музыкальные произведения: «Органная музыка в обработке для детей»; «Звуки природы»: «В лесу», «Пение птиц»; «Лютневая музыка XVI в.»; М. Огинский «Полонез»; С. Рахманинов «Этюды-картины ля минор, до минор»; Ф. Лист «Венгерские рапсодии № 2,10,12»; Ф. Шопен «Вальс ля минор»; песня из к/ф «Приключения Электроника» («Куда подует ветер...», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина); танцевальная музыка: «Румба», «Самба».

    Упражнение

    На листе акварельной бумаги или картона нарисовать шесть квадратов. Подготовить восковые мелки, карандаш, фломастер, гуашь, акварельную и пальчиковую краску зеленого цвета. Под музыку «Звуки природы. У ручья» раскрасить каждый квадрат разными «орудиями труда».

    Голубой цвет

                   Голубой цвет используется при коррекции тревожности, агрессии, повышенной возбудимости. Музыкальные произведения: Ф. Шопен «Вальс» (любой); Л. Бетховен «К Элизе»; «Звуки природы»: «Шум океана», «Пение птиц»; П.И. Чайковский «Итальянское каприччио»; Я. Сибелиус «Грустный вальс»; И.-С. Бах «Искусство фуги»; песня «Колыбельная медведи- цы» из м/ф «Умка» («Ложкой снег мешая...», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева); Э. Григ «Шествие гномов».

    Упражнение

    На лист акварельной бумаги приклеить несколько кусочков ваты (облака). Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый от- тенок голубого.

    Синий цвет

                    Синий цвет используется при коррекции невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии. Музыкальные произведения: Ф. Шопен «Вальс»; «Звуки природы»: «Шум океана», «Морской прибой», «В лесу»; Э. Григ «Шествие гномов»; «Beatles» в обработке для детей; «Органная музыка в обработке для детей»; «Песня звездочета» из к/ф «Про Красную Шапочку» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Кима); П.И. Чайковский «Вре- мена года»; М. Огинский «Полонез».

    Упражнение

    На синей бархатной бумаге под музыку «Песня звездочета» из к/ф «Про Красную Шапочку» рисовать звезды светло-голубой краской, смешав белую и синюю пальчиковые краски.

    Фиолетовый цвет

                     Фиолетовый цвет используется как вспомогательный при работе с синим, голубым и красным цветом. Чрезмерное количество фиолетового цвета может вызвать тревогу, беспокойство, депрессивное состояние. Можно предлагать для некоторых упражнений бумагу, карандаш, мелок, фломастер, краски фиолетового цвета. Следует показать детям, как смешивать красную и синюю краски, куски пластилина, добиваясь разных оттенков фиолетового цвета. Музыку можно использовать такую же, как и при работе с синим цветом.

    Розовый цвет

                       Розовый цвет применяется при коррекции неусидчивости, неумении концентрировать внимание, переутомлении, невротических реакциях. Музыкальные произведения: «Звуки природы»: «Пение птиц», «У ручья», «В лесу»; Л. Бетховен «К Элизе»; «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»; Ф. Лист «Кампанелла»; танцевальная музыка: «Менуэт», «Танго», «Ча-ча-ча»; «Джазовые мелодии в обработ- ке для детей».

    Упражнение

    Покажите детям, как на палитре смешивать гуашь красного и белого цвета, добиваясь разных оттенков розового цвета. На листе бумаги нарисовать цветы. Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» раскрасить цветы гуашью. Лист акварельной бумаги закрасить белой гуашью, разбавленной водой. Набирать на кисточку акварельную краску красного цвета. Под музыку Ф. Листа «Кампанелла» делать кляксы.

               Для коррекции можно использовать любые репродукции, картинки с преобладанием того или иного корректирующего цвета. Музыка для коррекционных упражнений должна быть мажорной, спокойной, мелодичной. Проводя занятия с детьми, можно отметить, какую музыку и работу с каким цветом предпочитает тот или иной ребенок, и использовать такие упражнения для индивидуальной работы.

               Если вас интересует данное направление, рекомендую вам книгу Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 272 с.