Феномен педагогики Марии Монтессори

Волохова Наталья Анатольевна

Феномен педагогики Марии Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Феномен Марии Монтессори54.49 КБ

Предварительный просмотр:

Феномен педагогики Марии Монтессори

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь»

hello_html_2e5d46e6.gifМария Монтессори (1870 -1952) 

Формирование новой педагогической системы начинается с появления нового взгляда на общение и иные формы взаимодействия детей и взрослых. В мировой педагогической практике существует множество интересных программ развития детей и одна из них это методика Марии Монтессори.

 Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист Мария Монтессори завоевала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей.

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое – либо авторитарное давление на развивающегося человека.

Мария Монтессори строила свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Как можно чему-то научить ребенка, если он, как автомат, и выполняет, лишь то, что предписывается воспитателем!? В таких условиях дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу.

Основой методики Монтессори является предложение не делать всё за ребёнка, а помогать ему действовать самому. Согласно педагогике Монтессори уже с раннего возраста ребёнок многое способен сделать самостоятельно, поэтому девизом методики стали слова: «Помоги мне это сделать самому».

Ребёнок с самого раннего возраста чувствует потребность в порядке, но сам пока не умеет его организовывать, поэтому в упорядочении мира, в том числе – игрового пространства, взрослые могут помочь ему. Если в детском мире будет беспорядок, это может вызвать у ребёнка чувство бессилия и беспомощности перед хаосом.

Мария Монтессори предложила расположить все элементы развивающих игр (чашечки, бусинки, карточки, коробочки и так далее) в строгом порядке, к которому детей необходимо приучать с первого дня занятий в Монтессори-классе. Порядок должен быть обусловлен, в первую очередь, не удобством взрослых, а удобством детей.

Основой занятий по методике Монтессори являются не долгие нравоучительные беседы, а короткие, на две-три минуты, уроки практического характера. Взрослый показывает ребёнку, как пользоваться тем или иным предметом, заинтересовавшим малыша. Тем не менее, есть одно чёткое правило, действующее для всех детей, с которыми занимаются по методики Марии Монтессори: «Взял что-то, поработал – положи на место!»

Методика Монтессори основана, в первую очередь, на интересе ребёнка к конкретному виду деятельности, а затем – на индивидуальном подходе к нему. Разумеется, это не означает, что в Монтессори-центре у каждого ребёнка есть свой «персональный» педагог. Просто во время свободной работы с материалом Монтессори-наставница показывает каждому ребёнку как именно ему работать с предметом, который ему интересен.

Кстати, с самого начала занятий в Монтессори-группе  ребёнок имеет выбор, чем ему заниматься в конкретный момент времени, так как он сам лучше всех педагогов чувствует, какие навыки ему необходимо развивать именно сейчас. Тем не менее, есть некоторые моменты развития детей, которые имеют привязку к возрасту.

Мария Монтессори отмечала, а позже это было подтверждено психологами, что в возрасте от момента рождения до шести лет существуют периоды(ссылка сензитивные периоды), в которые ребёнку легче всего даётся обучение конкретным навыкам и умениям.

Например, в несколько этапов с рождения до шести лет проходит развитие речи детей, с рождения до пяти с половиной лет – сенсорное развитие. Навыки общения формируются у детей в возрасте с двух с половиной до шести лет. С рождения до трёх лет у детей длится так называемый «период восприятия порядка», который формирует у ребёнка отношения с внешним миром: отношение к порядку в физическом мире, временном пространстве, взаимоотношениях со взрослыми.

Основной идеей педагогики Монтессори является не ускорение развития детей, а внимательное наблюдение за процессом развития, чтобы вовремя предложить ребёнку то, что ему в конкретный момент будет наиболее интересно и легко усвоить.

Монтессори-материалы представляют собой не случайную подборку разных вещей, а тщательно подобранные серии предметов, сформированные в результате наблюдения за тем, что помогает развивать отдельные способности и навыки детей. Серии подобраны таким образом, чтобы ребёнок, трогая, разглядывая и сравнивая их, мог максимально развивать своё восприятие.

В методике Монтессори ставка делается на комплексное развитие ребёнка. Например, когда ребёнок обводит пальчиком контур букв и цифр, вырезанных из шершавой бумаги и наклеенных на дощечки, он запоминает не только их внешний вид, но и усваивает, как их правильно пишут.

Для наиболее эффективного развития ребёнка, по мнению Марии Монтессори, необходимо, чтобы работа с новыми и уже знакомыми материалами проходила в спокойной обстановке – это пробуждает у ребёнка желание узнавать новое, изучать мир вокруг себя. Для активного развития, ребёнка не надо подгонять, наказывать или поощрять – достаточно вовремя предлагать ему интересные для него в данный момент объекты изучения.

Главное, что должны сделать взрослые для того, чтобы помочь ребёнку в развитии и обучении – научить его концентрироваться на той работе, которая интересна ему самому. Если навык достаточно сложен, процесс обучения ребёнка состоит из трёх этапов:

  1. Подготовка удобной для работы и привлекательной обстановки.
  2. Остановка той деятельности детей, которая мешает работе и развитию остальных участников Монтессори-группы. На данном этапе необходимо перефокусирование внимания проказничающего ребёнка на деятельность, направленную на его развитие, причём минуя наказание и критику.
  3. Создание обстановки, не мешающей самостоятельной работе ребёнка.

Особенностью классов Монтессори является создание особой атмосферы, в которой влияние на деятельность детей со стороны педагога опосредованно через общую обстановку помещения, а также правила, которые создаются педагогом совместно с детьми.

В группах Монтессори Вы можете заметить, что группы детей отличаются разновозрастностью. Мария Монтессори заметила, что часто дети учат друг друга что-то делать гораздо эффективнее, чем в том случае, когда ребёнка учит взрослый. Кроме того, такие группы воспроизводят реальную жизненную обстановку, в которой люди общаются как со своими ровесниками, так и с теми, кто старше или младше по возрасту.

Современная педагогика неоднозначно относится к применению методики Марии Монтессори в Российской системе образования, но несомненно она имеет место быть.

В ФГОС ДО многие моменты методики Марии Монтессори нашли своё отражение: взаимодействие со сверстниками и взрослыми, обучение и воспитание в разноуровневых и разновозрастных группах, метод наблюдений, личностное саморазвитие и самообразование, инклюзивное обучение, зоны развития, комплексные и интегрированные занятия, исследовательская деятельность и другие.