Главные вкладки

    Алгоритм работы педагога над темой самообразования

    Гальцова Александра Ивановна

    Педагог, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» А.Дистервег

    Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является повышение профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей с новейшими достижениями педагогики. В связи с этим, неотъемлемой частью педагогической деятельности является самообразование.

    Работу по самообразованию можно представить в виде следующего алгоритма:

    1.     Подбор темы.

    2.     Определение целей и задач.

    3.     Подбор источников самообразования.

    4.     Создание условий для реализации поставленных задач.

    5.     Педагогическая деятельность с детьми, внедрение в работу подготовленного материала.

    6.     Оформление результатов самообразования, их трансляция на уровне учреждения, городском, краевом и федеральном уровнях.

    В первую очередь, это конечно же выбор темы. Она должна быть актуальной, доступной, может соответствовать годовым задачам ДОО.

    Часто педагоги не могут определиться с темой. В связи с этим, коллеги, предлагаю вашему вниманию памятку, где прописаны рекомендации по выбору темы, согласно опыту и педагогическому стажу работы.

    Выбирая тему, необходимо выделить из многообразия проблем, ту которая вытекает из наблюдений за детьми, из результатов диагностики, из анализа работ, ту проблему, которую вы видите главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.

    Исходя из собственного опыта, могу сказать, что мне определиться с темой помогло мое увлечение информационно-коммуникативными технологиями. Пробуя внедрять различные формы ИКТ в образовательную деятельность, я поняла, что это интересно детям. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Так же актуальность темы обосновывается новыми требованиями к подготовке будущего поколения и определяется противоречием между потребностью общества в экономически грамотном подрастающем поколении и  недостаточной  разработанностью методического сопровождения, его системного  применения в образовательной деятельности. Отсюда тема моего самообразования «Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно коммуникативных технологий».

    Сформулировать тему мне помогли вот такие схемы:

    - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

    - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;

    - развитие (или формирование, воспитание, становление) ЧЕГО-ЛИБО средствами ЧЕГО-ТО (или через ЧТО-ТО).

    Как вы видите, тема моего самообразования соответствует третьей схеме «Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно коммуникативных технологий».

    Подобрав тему, необходимо определить цели и задачи работы.

    Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. Задачи – пути достижения поставленной цели.

    Далее – подбор источников самообразования. Начните с изучения традиционных методик по выбранной проблеме. Изучите современные взгляды на проблему, используйте опыт других педагогов и других ДОУ.

    Источниками знаний могут выступать:

    • Телевидение

    • Газеты, журналы

    •Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

    • Интернет

    • Видео, аудио информация на различных носителях

    • Курсы

    • Семинары и конференции и т.д.

    • Мастер-классы

    • Мероприятия по обмену опытом

    Изучив теоретические основы проблемы, необходимо создать условия для реализации поставленных задач. Что это может быть?

    - создание предметно-пространственной среды;

    - подбор различных форм организации образовательного процесса и видов деятельности в рамках темы;

    - создание картотек, подборка игр по теме, самостоятельная разработка учебного материала;

    - построение системы работы: первичное и итоговое диагностирование, разработка комплекса занятий, методических рекомендаций и т.д.

    Далее непосредственно педагогическая деятельность с детьми, внедрение в

    работу подготовленного материала.

    Последним пунктом алгоритма является оформление результатов самообразования, их трансляция на уровне учреждения, городском, краевом и федеральном уровнях.

    Представить результаты самообразования можно в различных формах:

    • Доклад, лекция.

    • Защита исследовательской работы

    • Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания

    • Брошюра,

    • Листовка, 

    • Буклет

    • Открытое занятие

    • Проведение семинара, консультации, мастер-класса

    • Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.

    • Практикум (тренинг) и т.д.

    • Тематические родительские собрания

    Таким образом, уважаемы коллеги, как вы видите, самообразование не должно сводиться только к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

    Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Памятка 127 КБ
    Microsoft Office document icon Памятка 226 КБ
    Microsoft Office document icon Памятка 337.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА

    Алгоритм работы над темой самообразования

    • Подбор темы.
    • Определение целей и задач.
    • Подбор источников самообразования.
    • Создание условий для реализации поставленных задач.
    • Педагогическая деятельность с детьми, внедрение в работу подготовленного материала.
    • Оформление результатов самообразования, их трансляция на уровне учреждения, городском, краевом и федеральном уровнях.

    Формы представления результатов самообразования

    • Доклад лекция.
    • Защита исследовательской работы
    • Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
    • Брошюра,
    • Листовка,  
    • Буклет
    • Открытое занятие
    • Проведение семинара, консультации, мастер-класса
    • Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
    • Практикум (тренинг) и т.д.
    • Тематические родительские собрания



    Предварительный просмотр:

    Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

    • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

    • Изучение учебной и научно-методической литературы;

    • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

    • Изучение новых программ и педагогических технологий;

    • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

    • Повышение общекультурного уровня.

    Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

    Для молодых специалистов:

    • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

    • Формирование основ педагогического мастерства;

    • Развитие умений и конструктивных способностей.

    Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

    • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

    • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

    Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

    • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

    • Проявление творческого потенциала педагога;

    • Пропаганда своих достижений;

    • Развитие исследовательской деятельности.

    Для педагогов без специального образования:

    • Овладение методикой работы с детьми;

    • Адаптация к педагогической деятельности.

    Тематикой самообразования также может быть:

    • одна из годовых задач ДОУ;

    • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

    • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;



    Предварительный просмотр:

    Возможная проблема

    Пути решения

    1. Не могу определиться с темой самообразования

    • Выделите из многообразия проблем те, которые вытекающих из результатов наблюдений за детьми, диагностического обследования, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты;
    • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.

    2. Не могу правильно сформулировать тему

    Формулируйте темы по схемам:

    • ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
    • ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
    • развитие (или формирование, воспитание, становление) ЧЕГО-ЛИБО средствами ЧЕГО-ТО (или через ЧТО-ТО).

    Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

    3. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

    Подбор литературы осуществляйте следующим образом:

    • просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
    • ответьте на вопросы: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление и содержание.

    С чего начать изучение подобранной литературы:

    • начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
    • изучите современные взгляды на проблему;
    • используйте опыт работы других педагогов и других ДОУ.

    4.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

    • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
    • записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, суждения в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условными символами;
    • записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками;
    • пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

    4. Не могу сформулировать цель и задачи работы

    Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.

    Задачи – пути достижения поставленной цели.

    Схема формулирования задач:

    Содержание деятельности исследования

    Частичный предмет исследования

    Изучить,

    исследовать,

    проанализировать,

    рассмотреть,

    обосновать,

    объяснить,

    разработать,

    экспериментально проверить,

    доказать и т.п.

    Условия,

    факторы,

    подходы,

    роль,

    значение,

    место,

    средства,

    возможности,

    приемы и т.п.