Музыкально-дидактические игры как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Лапина Эльвира Станиславовна

Музыкально-дидактические игры как средство формирования нравственных качеств у дошкольников

 

 

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из главных в формировании нового человека и поэтому очень актуальна в настоящее время. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

     Дошкольное детство – важный этап становления морального облика ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, нравственные качества, определяющие дальнейшее его развитие как личности. Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью их нервной системы, способствуют формированию у них характера. Формирование детских взаимоотношений – центральная проблема нравственного воспитания. Эти отношения складываются в процессе детской деятельности, разнообразной по своему содержанию. Жизнь детей в общественных детских учреждениях создает благоприятные условия для совместных игр, в частности  музыкально – дидактических, занятий и трудовой деятельности. В играх, занятиях и труде под руководством педагога у детей воспитывается желание и умение совместными усилиями достигать поставленной цели.                  

В последние годы много внимания уделяется проблеме создания новых технологий, в которых предполагается приоритет личностного начала: заложить основы воспитания у дошкольника мировоззрения, системы ценностей, нравственно-эстетической культуры, высокого  уровня интеллекта, личности, способной к творческому самосовершенствованию. Мы предполагаем, что в этом плане большую роль могут оказать музыкально-дидактические игры.  Проблема использования музыкально – дидактических игр в формировании нравственных качеств у дошкольников освещалась в работах Ш.А.Амоношвили, Н.А.Ветлугиной, А.Г.Гогоберидзе и др.;  вопросы изучения и формирования нравственных качеств прослеживается в работах М.А.Верба, Б.Т.Лихачева, Л.И. Рувинского и др.

Нравственные качества — чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали. Нравственные качества  дошкольников складываются из понятий о добре и зле, правде и лжи, чести и бесчестии. Эти нравственные качества реализуются в поступках.

Организация и формирование нравственных качеств в дошкольном образовательном учреждении направлена на: развитие чувства уважения к старшим, воспитание культуры общения, воспитание организованного поведения, воспитание самостоятельности, доброжелательности, трудолюбия.

Основная задача музыкально-дидактических игр - сформировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте («Бубенчики»), развить у них чувство ритма («Прогулка», «К нам гости пришли»), тембровый и динамический слух («Музыкальные загадки», «Колобок», «Принц и принцесса»), побуждать к самостоятельным действиям; в процессе игр выявить нравственные качества.  Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.

 

    Мы провели опытно  – экспериментальную программу, цель которой: формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности дошкольника средствами музыкально – дидактических игр.

Исследование осуществлялось в три этапа.

1. Подготовительный этап. На котором, осуществляется констатирующий эксперимент. Целью подготовительного этапа явилось разработка и подбор комплекса диагностических методик, постановки задач исследования, определение необходимых средств для осуществления опытной работы.

2. Исполнительный этап.  На котором осуществляется формирующий эксперимент, где были разработаны системы музыкально – дидактических игр, их внедрение и реализация в практику ДОУ.

3.Заключительный этап. На котором осуществляется контрольный эксперимент развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально – дидактических игр.

В экспериментальной группе изменились качественные характеристики ответов детей. Большинство детей ссылаются на оценку качества и на недифференцированное представление о качестве. Многие дошкольники отметили объяснение одного качества через другое. На обобщенное представление о качестве дошкольники ссылаются реже.

В результате проведения формирующего эксперимента отмечена положительная динамика в экспериментальной группе в воспитании у старших дошкольников таких нравственных качеств: доброты, стремление доброжелательно относится к окружающим, чувствовать и понимать их состояние, разделять радости и огорчения, совершать добрые поступки.

Формирующий эксперимент, проводимый с детьми старшего дошкольного возраста, показал, что дети стали больше интересоваться чувствами своих сверстников, у них расширились музыкальные знания. Дошкольники стали более эмоционально воспринимать друг друга через музыкальные произведения. Наблюдения показывают, что чувства детей стали разнообразнее, укрепилась связь чувств с нравственными проявлениями детей.

В ходе проведения опытно - экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что музыкально – дидактические игры, способствуют и   обеспечивают наиболее полное решение воспитательных задач: для того, чтобы сформировать любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений и игр.

В ходе занятий, использованные  музыкально – дидактические игры, способствовали развитию высоких нравственных качеств.

Большинство дошкольников, после проведения программы, могут  правильно оценить любой поступок, увидеть зачатки трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма.

Результаты нашего исследования показывают, что музыкально – дидактические игры, так же формируют у детей умение проявить такт и уважение в разговоре с взрослым, оказать ему внимание.

Таким образом, в процессе музыкально-дидактических игр дети приобретают не только специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые нравственные качества.