Педагогический потенциал тряпичной куклы в дошкольном образовании

 Никитенко Анна Андреевна

          Никитенко Анна Андреевна - педагог-психолог первой категории.
Юдакова Ирина Анатольевна - воспитатель высшей категории.
ГБОУ Школа №875 ДГ "Надежда"

Педагогический потенциал тряпичной куклы  в дошкольном образовании

            Методика создания  тряпичной куклы используются для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Также в  процессе изготовления тряпичных кукол дошкольники  узнают историю возникновения игрушек и обрядовых кукол на Руси, с различными видами тряпичных кукол.

Основной задачей мастер-класса посвященного Дню Матери  «Мама - мой ангел хранитель» является приобщение детей и родителей к народной культуре. На мастер-классе дети вместе с родителями  сначала знакомятся с правилами изготовления тряпичных кукол, а потом совместно изготавливают их.

Конспект мастер-класса, посвященный Дню Матери

 «Мама - мой ангел хранитель»

 

В сундучок я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть:

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

 

-Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идёт речь?

- Каких кукол мы встречаем на прилавках магазинов? Да, в основном продаются куклы производства Китая, Кореи, Америки, изготовленные из экологически вредных материалов. Дети просят своих мам купить Барби, Мокси, Монстр-Хай и других хорошо вам известных кукол. А хочется видеть игрушки, отражающие наши традиции, несущие в себе тепло души того, кто их сделал.

 

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьётся часто…

Прижми её к себе, увидишь - счастье

Из глаз струится, как у малыша…

Согрета человеческим теплом

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали…

Теперь она несёт тепло в твой дом…

 

- И сегодня я предлагаю вам стать юными мастерицами народной тряпичной куклы. Постараться вложить часть души и сердца в своё творчество.

- А вы знаете, когда и как появились куклы у нас на Руси?

- С давних времён в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой. У русских в игрушку вкладывали особый смысл. Характерной чертой кукол является то, что они были безлики. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.

Можно выделить три группы кукол: обереги, обрядовые и игровые куклы.

- Как вы думаете, какую куклу можно назвать игровой?

- Правильно, такую куклу делали из подручных материалов: платка, маленького коврика либо полотенца.

·         (Показ куклы) - звучит колыбельная (на глазах детей сворачивается кукла-скрутка).

·         Кукла - кулачник – Если покрутить палочку, на которой закреплена кукла, то ручки начнут вращаться, как бы биться.

- Как вы думаете, какие куклы можно назвать обрядовыми?

- Правильно. Куклы для проведения русских обрядов и народных праздников. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Например, соломенная кукла «Зима», которую сжигали, чтобы скорее пришла весна.

- Ещё обрядовыми куклами на Руси были:

·         Для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу - зерновушку или крупеничку. Делали её после сбора урожая. В основе куклы – мешочек с зёрнами, собранными с поля. Так же эту куклу женщина делала для того, чтобы у неё были дети.

·         Неразлучники – куклы для жениха и невесты. Изготавливали их подружки невесты.

- А вы знаете, какие куклы можно назвать оберегами?

- Правильно, от слова оберегать. В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она оберегала человека, её так и назвали: оберег или берегиня. О куклах – оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы.

·         Травница – кукла, сделанная из различных трав. Отдавалась больному, помогая ему скорее выздороветь.

·         Берегиня – такую куклу помещают в комнате так, чтобы она смотрела в глубину комнаты, а не на дверь и окно. Она защищала дом и его хозяев от всего злого и нехорошего.

- Скажите, а в наше время кого мы считаем для себя оберегом?

- Сегодня я предлагаю сделать тряпичную куклу – ангела, которая могла бы служить вам защиитой и надеждой на свершение вашей мечты.

         Далее дети вместе с родителями изготавливают кукол.