Педагогическое эссе "Жизненные ситуации, которые сформировали мой характер"

Островская Юлиана Владимировна

Как правильно воспитать маленького человека? Что сделать, чтобы у детей остались о тебе только хорошие воспоминания, да и вообще…остались. Многие своих воспитателей даже не помнят, как будто прошли мимо них, мимо этого периода детства под названием «детский сад».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrovskaya_sankt-peterburg_d.s._no33.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе «Жизненные ситуации, которые сформировали мой характер»

Ю.В. Островская

ГБДОУ д/с № 33 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Любовь – это самое великое чувство,

которое вообще творит чудеса,

которое творит новых людей,

создает великолепные человеческие ценности».

А. Макаренко.

Как правильно воспитать маленького человека? Что сделать, чтобы у детей остались о тебе только хорошие воспоминания, да и вообще…остались. Многие своих воспитателей даже не помнят, как будто прошли мимо них, мимо этого периода детства под названием «детский сад».

Я не хотела туда ходить. Там не любили меня. Скорее всего потому, что я была неуклюжим, крупным ребенком, не контактным, зажатым. Поэтому вычеркнула воспоминания о детском садике практически сразу, как только покинула его стены. Все, что осталось в доказательство моего нахождения в нем – это старая фотография – какой-то утренник, где все девочки нарядные, с бантами, стоя в рядок с большими красивыми куклами и я – такая высокая, большая, с маленькой матрешкой в руках. Не помню, но, наверное это было очень обидно, что надо мной будто посмеялись, или просто девчонки, будучи более шустрыми, расхватали всех красивых кукол, а я так и не решилась и мне досталось то, что осталось. В любом случае, ничего хорошего в моей памяти не отложилось.

Но все же мне пришлось еще раз столкнуться с садиком, когда моя мама, волей судьбы, стала подрабатывать в круглосуточном детском саду. Пока она занималась на хозяйственной работе, я помогала ночной няне «воспитывать» детей.

Был там один мальчуган… Он всем грубил, отговаривался, делал все наперекор и по ночам провоцировал других детей на «бой подушками». Взрослые не любили его, дети жаловались, так как он был любителем подраться, но что странно, я жалела этого лопоухого мальчишку и в душе понимала его, понимала его попытки, пусть даже такими способами, привлечь к себе внимание, его протест против одиночества, отсутствия любви в таком большом мире.

Я тоже тогда была ребенком, хоть и постарше (школьницей), и мне тоже не хватало этой самой любви и признания коллектива. Так и жила, увешанная ярлыками: - «ничего у тебя не получится», «ты не умеешь», «что от тебя еще можно ожидать?» и тому подобное. Но я боялась выразить свой протест, а тот мальчишка не боялся.

 Страхи и неуверенность в своих силах я проносила через огромный период своей жизни, они мешали мне развиваться, двигаться вперед. Как писала психолог  Алис Миллер: «Многие не хотят знать историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в детстве, определяет их поступки. Они не догадываются, что стараются избегать опасностей, которые действительно когда-то были реальными, но давно уже не являются таковыми».

Как сложилась жизнь того мальчишки, я не знаю, но очень надеюсь, что травмы детства не сделали его злым, жестоким и кто-то протянул руку помощи, чтобы он стал достойным человеком. Но сейчас, получив такое право воспитывать детей, я пытаюсь встать на место каждого из них, как будто я и есть этот малыш, который смотрит в глаза, верит и ждет той самой любви, которой ему так не хватает.

Какими же качествами должен обладать воспитатель, чтобы сделать ребенка счастливым? В первую очередь он должен любить детей. И чтобы дети впустили его в свой маленький, но вместе с тем, огромный мир, нужно самому в душе оставаться ребенком. И работа воспитателя – это возможность постоянно находится в мире детства, быть на «одной волне» с малышами, подобрать ключи к каждому из них, раскрыть их индивидуальность. Очень важно понимать, принимать маленького человека таким, какой он есть, не ломать его личность, а верить в его возможности.

Соответствую ли я званию воспитатель? Правильно ли я выбрала профессию? Скорее всего сама профессия педагога следовала за мной по пятам, пока не настигла. Еще в восьмом классе я пошла на подготовительные курсы в Педагогический колледж (тогда еще техникум), закончив их, я все же решила продолжить обучение в школе. Но после окончания школы я выбрала другую сферу – геодезию. Под влиянием подружек, за компанию. Но даже там мне приходилось быть наставником и обучать юное поколение, хотя меня саму еще нужно было многому научить.

После рождения дочери, жизнь все таки привела меня в детский сад (сначала помощником воспитателя). Думала временно, но сейчас понимаю, что, скорее всего, навсегда. Эта интересная жизнь затянула меня. Я смотрела на воспитателей и удивлялась, как они могут сочетать в себе и артиста, и художника, и строителя, и психолога. Я понимала, что хочу попробовать сама, очень хочу, но неуверенность в своих силах мешала двигаться в этом направлении. И все же я приняла решение и пошла учиться, за что огромное спасибо моей бывшей заведующей. И вот уже больше двадцати лет я работаю воспитателем…

С разными людьми столкнулась за это время. Кто-то просто течет по течению, выполняя свои обязанности. Среди многих – педагоги со стажем и… с синдромом профессионального выгорания, но есть и творческие, талантливые люди, которые «горят» на работе и искренне любят детей.

Каким должен быть современный воспитатель? Добрым, внимательным, терпеливым, быть творческой личностью, уметь мыслить оригинально. Не «грубо вторгаться в душевную организацию ребенка…», а дать ему «развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно» (Конради).

Я стараюсь сочетать в себе все эти качества, хотя порой бывает очень трудно, ведь приходится сталкиваться с разными характерами и не только у детей, но и у их родителей. И ловлю себя на мысли, что это не просто моя профессия, а образ жизни. Я живу воспитателем! Каждый день в моей голове рождаются новые идеи – придумываю игры, планирую общение с ребятами, сочиняю стихи, делаю развивающие пособия (скоро некуда будет складывать). Но скажите, как остановиться, если разрывает жажда деятельности? Удручает лишь то, что постоянно не хватает времени. И самое главное – я довольна этим! Я развиваюсь, я расту вместе детьми, чувствую, что меня любят и ждут, и я поддерживаю их тем, что отдаю частичку своего сердца.

Может быть кто-то скажет: «Любовь любовью, но ведь детей нужно воспитывать, обучать и т.д.» Да, конечно, это так. Но я считаю, что воспитатель прежде всего должен любить каждого ребенка и только тогда он сможет естественно воспитывать, учить, увлекать за собой каждую минуту. Дети «сами возьмут то, что им надо и столько сколько надо».

От воспитателя зависит, каким ребенок увидит мир. Будет ли этот мир полным любви и радости или он будет наполнен болью и разочарованием, как у того мальчишки с которым я столкнулась в детстве.

«Все, что происходит с людьми в детстве, остается в подсознании, хранится и оказывает непосредственное влияние на эмоциональный баланс, восприятие мира, характер человека. Следовательно, все, что окажет влияние на ребенка в детстве, даже то, что потом забудется, будет неосознанно влиять на все его решения, неотступно следовать за ним на протяжении всей жизни» (цитата неизвестного автора).

И поэтому мои убеждения таковы:

- нужно уважать в каждом ребенке личность;

- вдохновлять на развитие своих способностей;

- дать возможность проявить самостоятельность, ведь ребенок развивается только тогда, когда сам активно действует;

- помочь каждому малышу стать самостоятельной личностью.

Я согласна со словами М.А. Светлова: - «Настоящий учитель – не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто поможет тебе стать самим собой».

Быть педагогом трудно, т.к. это огромная ответственность. Это не только знания и опыт, но и огромное терпение, это постоянный творческий поиск, необходимость соответствовать современным стандартам, идти в ногу со временем, это значит постоянно учиться, самосовершенствоваться. Но в то же время это значит – жить, развиваться, молодеть одновременно, чувствовать отдачу, любовь своих воспитанников, видеть, что научила их тому, чего они раньше не умели. И вот – выпускной, где оценивается общий результат твоих достижений, а ты ревешь «в три ручья», потому что «вросла корнями» в этих детей, а приходится с ними расставаться, но, вместе с тем, понимаешь, что ты на своем месте!