Комплексное занятие по рисованию в подготовительной группе «Сказки А. С. Пушкина»

Преорчук Наталья Петровна

Комплексное занятие

по рисованию в подготовительной группе

Тема«Сказки А. СПушкина»

Цель:

• Вызывать в представлении детей сказочные образы, яркие сказочные эпизоды

• Побуждать детей к воображению разнообразных образов, к выбору художественного материала (краски, восковые мелки, использованию выразительных средств

• Познакомить детей с палитрой красок (теплые и холодные тона)

Материал, атрибуты:

1. Художественное слово (стихи, песни)

2. Обыгрывание выполненных и создаваемых рисунков (Игра «Тона»«Море», рисунки трех морей.

3. Музыкальные произведения

4. Подвижные игры.

Предварительная работа:

Чтение сказок А. С. Пушкина; знакомство с его творчеством; просмотр диафильмов; слушание магнитофонной записи сказок; лепка, конструирование сказочных героев; слушание музыки («Три моря»«У Лукоморья»«О царе Салтане»); подвижные игры типа «Море волнуется»«Деревья, кочки, дорожки»; слушание отрывков из сказокрисование по памяти сказочных образов, сюжетов сказок.

Материал для рисования

1. Дуб с желудями (киндеры)

2. Цепь из бумаги

3. Надпись «У Лукоморья»

4. Выставка рисунков детей

5. Книжка-раскладушка «Сказки Пушкина»

6. Три чуда (3 незаконченных рисунка: белка, дворец, лебедь, дуб, море)

7. Листы бумаги белые (3 стола – по 4 человека, по 4 листа каждому)

8. Палитра теплых, холодных тонов (на дубе 6 листьев)теплые: желтый, оранж., красный, малиновый; холодные: голубой, синий, сиреневый, фиолетовый; нейтральные: белый, черный, коричневый

9. Восковые мелки (3шт.)

10. Кисти толстые (12 шт.)

11. Баночки, тряпочки (12 шт.)

12. Краски (12 шт.)

13. Листья с тонами (га каждый стол)

14. Столы – 6 шт. (по 4 чел.)

15. Музыка к рисованию, к игре.

Ход занятия:

Входят дети под музыку, рассаживаются. Звучит музыка «У Лукоморья». Входит Кот (на цепи около дуба).

Кот - Мур, МУР, здрасьте.

Верю меня вы узнали,

Я ученый, умный кот,

А вот из какой сказки

Вы должны сами отгадать?

Дети отгадывают сказку.

Кот – А почему я ученый,

Да потому, что стоит мне пойти в правую сторону,

Я песню пою,

Стоит мне пойти в левую сторону –

Стихи читать начну.

Вот послушайте… (читает «У Лукоморья»).

Кот – Вот как меня невзлюбили

Свезли меня к Лукоморью,

И к дубу на цепь посадили.

Воспит. – Слушай, ученый Кот, не огорчайся, не отчаивайся. Как нам тебя не знать, ведь ты из сказки Пушкина. А ребята даже рисунки про тебя нарисовали.

Кот – Да, вы и впрямь меня узнали. Вижу много сказок вы читали. Ждут нас сказочные чудеса. Вы хотели бы отправиться туда?

Дети – Да

Кот – Ну, тогда за чудесами, в путь…

Только кисть, водичку, карандашик не забудь.

К дубу я большому подойду,

Сказочный листочек оторву.

Что же вижу я?

Что – то нарисовано, три чуда.

Разгадать не в силах я.

Может вы поможете, друзья?

Дети - Поможем.

Кот – Но для того,чтобы три чуда разгадать, нужно сказки вспомнить, почитать. Кто из вас помнит, какие сказки написал Пушкин?

Дети называют сказки.

Кот – А кто вспомнит какие– нибудь отрывки из этих сказок?

Дети читают отрывки из сказок.

Кот – Молодцы, ну теперь кто догадался из ребят, какие три чуда здесь изображены? Если затрудняетесь я вам помогу, я все-таки Ученый Кот, не простой. Как вы думаете, что это за чудо виднеется в море, на острове? (Дворец)

Правильно, это сказочный дворец со златоглавыми церквями, теремами и садами. А вот второе чудо – рыжая, ручная, да затейница какая? (Белка)

Третье чудо ребята – днем свет божий затмевает, ночью землю освещает… (Лебедь)

Вот три чуда отгадали. Молодцы, раз всех узнали!

Кот – Ребята, а как нам сделать, чтобы эти 3 чуда стали яркими, красочными, как в сказке.

Дети – Разукрасить, дорисовать и т. п.

Кот – Я, Ученый Кот, я вам помогу. Будем с вами дорисовывать эти три чуда мелками не простыми, восковыми. На каждом столе лежат наборы мелков. Давайте распределим кто, что будет дорисовывать.

Кот и дети обговаривают кто какое чудо дорисовывает.

Кот – Ребята, давайте покажем какие три чуда мы дорисовали нашим гостям. А пока они рассматривают, мы поиграем в игру.

Подвижная игра «Море» (под музыку) – сели.

Кот – Ребята, продолжаем в сказку путь. Снова к дубу я большому подойду следующий листочек оторву. Что же здесь? Какое теперь чудо? Это чудо непростое, это чудо цветовое. Посмотрите, что здесь изображено? Какие на одном листе цвета? На другом? А как вы думаете, бывают ли цвета теплыми или холодными? Оказывается цвета зимы и весны – это холодные тона, а цвета лета и осени – это теплые тона. Вот их и рассмотрим.

Кот называет теплые, холодные тона и нейтральные.

Кот – А теперь, проверим как вы слушали Кота Ученого. Поиграем в игру «Тона».

На листе изобразите 1 стол – теплые тона

2 стол – холодные тона

3 стол – нейтральные тона

Для удобства делайте мазок круговым вращением кисти.

Кот – Молодцы, и с этим заданием мы справились. Вижу, ребята здесь послушные, дружные.

Кот – Третий раз я к дубу подхожу. Сколько там листочков погляжу? Вижу что осталось ровно 3. Три листочка, моря тоже три. Помните, в сказке «О рыбаке и рыбке». Три разных моря. Первое море какое?

Дети – Слегка разыгралось.

Кот – Правильно, оно слегка разыгралось. Покажите, как оно разыгралось. А каким цветом вы его изобразите?

Дети – Голубым, светло- синим, синим.

Кот – А волны на море какие будут? (плавные, еле заметные).

А во второй раз старик, что попросил? (Избу)

Море второй раз – стало каким?

Дети – Посинело море.

Кот – Как это море покажем руками? Какими цветами? Синим, Фиолетовым. Какие волны на этом море? Четкие, изогнутые.

Третий раз старик попросил у рыбки что?

Да, чтобы старуха стала владычицей морской. Ребята, как Пушкин описал третье море?

Дети – Почернело синее море.

Кот – Какие цвета здесь можно выбрать? Темно- синий, коричневый, черный. А руками изобразите волны третьего моря. Какие эти волны, такие же как у синего моря? Нет, они очень высокие, широкие, брызги большие. Молодцы.

Кот – Ну, а теперь рассказывать закончу, посмотрю, как слушали меня. Музыку включу погромче, Нарисуем море мы сейчас. Ребята, на 3х листах бумаги надо нарисовать 3 моря. Это делаем красками, не спеша, под музыку. Внимательно слушайте, какая музыка звучит, такое море и будет. А какие для моря мы используем тона?

Звучит музыка 3х морей подряд. Дети рисуют волны. Кот помогает слышать разницу в морях. Обсуждают.

Кот – Какое море больше всего вам понравилось? Почему? Да, мне тоже понравилось, что вы пришли ко мне в Лукоморье. Повеселились, чудеса посмотрели. А кто знает, может, я еще к вам приду, или вы загляните в книгу.

Кот – А кто из вас знает песню про сказки? Может нам ее спеть?

Исполняют песню «Про сказки»

Кот – А на память о нашем сказочном путешествии примите от Кота Ученого подарки с волшебного дуба. И не забывайте, что сказка - ложь, да в ней намек…

Дарит желуди детям (киндерсюрпизы). Прощается.