Семинар-практикум по теме: «Построение предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности дошкольника»

Гадиева Татьяна Сергеевна

 

Семинар-практикум по теме:

«Построение предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности дошкольника»

Игра- важная неотъемлемая часть детской деятельности.

Развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического обмена.

Одним словом это игрушки.

 

Игрушки делятся на 3 типа:

 Предметы ориентирования

( игрушки имитирующие реальные предметы);

маркеры, знаки игрового пространства (указывающий на место действия);

 игрушки персонажи (куклы, фигурки животных).

 

В предметно-развивающей среде дошкольник развивает:

- физические функции;

- формирует свои сенсорные навыки;

- на собственном опыте приобретает знания;

- накапливает жизненный опыт;

- учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления

- получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми сверстниками.

 

К стимулирующим элементам самостоятельной деятельности детей можно отнести:

Спокойный (центр познавательного развития, центр развития сенсорики,  центр общения; центр художественно-эстетического развития , центр  экологического воспитания, центр отдыха и уединения );

Насыщенного движения(игровой центр, центр двигательного развития, спортивный центр,  центры социально-эмоционального развития);

Средней интенсивности (театрализованный центр, центр сюжетно-ролевых игр, центр экспериментирования и  исследований,  центр строительно -конструктивных игр).

 

Принципы, которые следует учитывать при организации предметно- развивающей среды

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

 

В группах должны быть !

  -костюмерная;

  -мягкие плоскости, подиумы для отдыха;

  -сборно-разборная мебель;

  -использование игровых столов сложной конфигурации;

  -игрушечная мебель;

  -использование игрового спортивного оборудования;

  -емкость для хранения игрушек;

  -использование вертикальных разделителей;

  -мебель- трансформер;

  -игрушки заменители;

  -кукольный театр;

  -игрушки.