Перспективный план работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию через общение с природой
Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с миром природы. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется эмоционально-ценностное отношение к природе. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней.
Перспективный план
кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию
детей через общение с природой
(старший дошкольный возраст)
СЕНТЯБРЬ
| тема | содержание |
I | «Природа - наше богатство» (чтение сказки). | Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях. |
II | Собираем урожай | Расширить представление детей об овощах. Учить различать их по внешнему виду, узнавать в загадках и поговорках, сказках («Пых», «Вершки и корешки») |
III
| Растения в нашем уголке (Беседа с элементами труда) | Способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условий жизни (вода, почва, тепло). Формировать представления о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. |
IV
| За что может рассердиться лес? (экскурсия в лес) | Научить детей правильно вести себя и в природе и среди людей, помочь выбрать правильную линию поведения, сделать воспитательную работу привлекательной для детей. Развивать экологическую культуру. |
ОКТЯБРЬ
| тема | содержание |
I | Упражнение «Я - дерево» | Развивать чувство экологической эмпатии. |
II | Наблюдение за насекомыми. | Развивать представление детей о насекомых как живых существах, живущих на земле. Воспитывать у детей радость от общения с природой, заботиться о ней и ее обитателях. Развивать чувство нетерпимости к бессмысленному ее уничтожению. |
III
| Поможем природе сеять семена (моделирование) | Вспомнить с детьми сказку «Травинка-путешественница». Предложить детям сплести из сухих травинок и веточек модель перекати-поле в виде шара. Внутри модели рассыпать семена укропа и других растений. Обыграть модель. Обратить внимание на способность природы украшать себя. |
IV
| Как прекрасен мир природы | Закрепить знание детей о сезонных изменениях в природе, правилах поведения в природе. Учить бережному доброму отношению к природе и друг другу, воспитывать любовь к природе родного края, стремления заботиться об ее обитателях. Формировать умению рассуждать, логически мыслить. Развивать фантазию. |
НОЯБРЬ
| тема | содержание |
I | Войди в природу другом. | Способствовать развитию у детей эмоционально-положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, сознание понимания ценности жизни, значимости живых существ. |
II | Как семечко превращается в дерево.
| Обратить внимание детей на деревья, которые нас окружают, сформировать эмоциональное, бережное отношение к ним, показать, что жизнь деревьев зависит от окружающей среды, откуда берутся деревья. |
III
| Упражнение: «На участке дождь» | Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения. |
IV
| Птицы осенью (беседа о перелётных птицах) | Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям). Развивать интерес к природе, воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам. |
ДЕКАБРЬ
| тема | содержание |
I | Упражнение: «Лесовичок» | Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой. |
II | Наш дом – природа! (Праздник) | Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике. Воспитать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях, о животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных и водных обитателей. |
III
| «Смастерим домик поросятам» (ручной труд) | Используя подручный и природный материал смастерить домик трём поросятам. Воспитывать заботливое отношение к героям сказки, учить детей сопереживать героям. |
IV
| Жалобная книга природы. | Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу и об особенности жизни птиц, рыб, деревьев зимой. |
|
ЯНВАРЬ
| тема | содержание |
I | «Как люди речку обидели» (рассказывание сказки) по рассказам Н.А. Рыжовой | Закрепить знания детей о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. |
II | «Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает» (беседа с использованием песен, стихов) | Познакомить детей через средства народного фольклора с зимними явлениями в жизни природы. Разучить хоровод «Зимушка- зима». Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе. |
III
| Игровое занятие с превращениями. | С помощью игр помочь детям передавать свое эмоциональное состояние, настроение, отношение к природе. |
IV
| Знакомство с картиной И.И.Шишкина «Зима». | Развивать у детей художественное восприятие произведения изобразительного искусства, учить их эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Учить выражать вои впечатления как в высказываниях при обсуждении, так и в рисунках. Воспитывать художественный вкус.
|
ФЕВРАЛЬ
| Тема | содержание |
I | «Чей дом лучше» (рассказывание сказки) | Формировать представления о птицах, где живут, чем питаются и какую пользу приносят, способы ухода за ними.
|
II | Если бы я был деревом. (Игры с превращениями) | Продолжат учить детей передавать свое эмоциональное состояние, настроение, отношение к природе.
|
III
| «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли» (ручной труд) | Расширять представления о птицах, их внешнем виде, рассказать чем питаются, почему остаются на зимовку. Воспитывать чувство заботы о птицах в холодное время года. Если птица сыта- мороз ей не страшен.
|
IV
| Упражнение с использованием народной педагогики «Поздороваемся» | Развивать эмоциональную отзывчивость, способность развития экологической эмпатии. |
|
МАРТ
| Тема | содержание |
I | «Жаворонки» (ручной труд) | Изготовление из теста жаворонков к весеннему празднику «Сороки». Разучивание весенних закличек.
|
II | «Приходи к нам весна, ты нам всем нужна» (фольклорный праздник) | Рассказать детям о старинных обычаях встречи весны. Знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника. Вызвать чувство эмоционального отклика на приход весны.
|
III
| «Снегурочка» (рассказывание сказки) | Дать представление детям о круговороте воды в природе через образы устного народного творчества. Развивать у детей эмоциональность, чувство сопереживания.
|
IV
| Упражнение «Разведчики природы» | Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии.
|
АПРЕЛЬ
| Тема | содержание |
I | Мир природы весной. | Уточнить и расширить представление о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Обогащать словарный запас, формировать образную речь. Развивать умение рассуждать, воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе родного края, эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии
|
II | «Птицы весной» (Обобщённая беседа с использованием схем и моделей) | Способствовать обобщению представлений о птицах весной: изменение поведения. Формировать умение составлять рассказ по схеме. Воспитывать любознательность и желание заботиться о птицах.
|
III
| «Берегите первоцветы» (игровая ситуация с Незнайкой) | Воспитывать бережное отношение к природе, к первым весенним цветам. Работа с «красной книгой».
|
IV
| «Как Валера за одуванчиками наблюдал» (рассказывание сказки) по рассказам Н.А. Рыжовой | Сформировать у детей представления о сезонном развитии растения и его связях с окружающей средой. Рисование по результатам наблюдений за одуванчиком. |
- Мне нравится (1)