Перспективный план работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию через общение с природой

Шушанова Светлана Владимировна

 Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с миром природы. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется эмоционально-ценностное отношение к природе. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней.

Перспективный план

кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию

детей через общение с природой

   (старший дошкольный возраст)

 

СЕНТЯБРЬ

 

тема

содержание

I

«Природа - наше богатство»

(чтение сказки).

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях.

II

Собираем урожай

Расширить представление детей об овощах. Учить различать их по внешнему виду, узнавать в загадках и поговорках, сказках («Пых», «Вершки и корешки»)

III

 

Растения в нашем уголке (Беседа с элементами труда)

Способствовать  развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условий жизни (вода, почва, тепло). Формировать представления о том, что  в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

IV

 

За что может рассердиться лес? (экскурсия в  лес)

Научить детей правильно вести себя и в природе и среди людей, помочь выбрать правильную линию поведения, сделать воспитательную работу привлекательной для детей. Развивать экологическую культуру.

 

ОКТЯБРЬ

 

 

тема

содержание

I

Упражнение «Я - дерево»

Развивать чувство экологической эмпатии.

II

Наблюдение за насекомыми.

Развивать представление детей о насекомых как живых существах, живущих на земле. Воспитывать у детей радость от общения с природой, заботиться о ней и ее обитателях. Развивать чувство нетерпимости к бессмысленному ее уничтожению.

III

 

Поможем природе сеять семена (моделирование)

Вспомнить с детьми сказку «Травинка-путешественница». Предложить детям сплести из сухих травинок и веточек модель перекати-поле в виде шара. Внутри модели рассыпать семена укропа и других растений. Обыграть модель. Обратить внимание на способность природы украшать себя.

IV

 

Как прекрасен мир природы

Закрепить знание детей о сезонных изменениях в природе, правилах поведения в природе. Учить бережному доброму отношению к природе и друг другу, воспитывать любовь к природе родного края, стремления заботиться об ее обитателях. Формировать умению рассуждать, логически мыслить. Развивать фантазию.

 

НОЯБРЬ

 

 

тема

содержание

I

Войди в природу другом.

Способствовать развитию у детей эмоционально-положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, сознание понимания ценности жизни, значимости живых существ.

II

Как семечко превращается в дерево.

 

Обратить внимание детей на деревья, которые нас окружают, сформировать эмоциональное, бережное отношение к ним, показать, что жизнь деревьев зависит от окружающей среды, откуда берутся деревья.

III

 

Упражнение: «На участке дождь»

Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

IV

 

Птицы осенью (беседа о перелётных птицах)

Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям). Развивать интерес к природе, воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

 

ДЕКАБРЬ

 

 

тема

содержание

I

Упражнение: «Лесовичок»

Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

II

Наш дом – природа! (Праздник)

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике.  Воспитать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях, о животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных и водных обитателей.

III

 

«Смастерим домик поросятам» (ручной труд)

Используя подручный и природный материал смастерить домик трём поросятам. Воспитывать заботливое отношение к героям сказки, учить детей сопереживать героям.

IV

 

Жалобная книга природы.

Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу и об особенности жизни птиц, рыб, деревьев зимой.

 

 

 

 

ЯНВАРЬ

 

 

тема

содержание

I

«Как люди речку обидели» (рассказывание сказки) по рассказам Н.А. Рыжовой

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

II

«Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает» (беседа с использованием песен, стихов)

Познакомить детей через средства народного фольклора с зимними явлениями в жизни природы. Разучить хоровод «Зимушка- зима». Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение  к природе.

III

 

Игровое занятие  с превращениями.

С помощью игр помочь детям передавать свое эмоциональное состояние, настроение, отношение к природе.

IV

 

Знакомство с картиной И.И.Шишкина «Зима».

Развивать у детей художественное восприятие произведения изобразительного искусства, учить их эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Учить выражать вои впечатления как в высказываниях при обсуждении, так и в рисунках. Воспитывать художественный вкус.

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

 

Тема

содержание

I

«Чей дом лучше» (рассказывание сказки)

Формировать представления о птицах, где живут, чем питаются и какую пользу приносят,  способы ухода за ними.

 

II

Если бы я был деревом. (Игры с превращениями)

Продолжат учить детей передавать свое эмоциональное состояние, настроение, отношение к природе.

 

 

III

 

«Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли» (ручной труд)

Расширять представления о птицах, их внешнем виде, рассказать чем питаются, почему остаются на зимовку. Воспитывать чувство заботы о птицах в холодное время года. Если птица сыта- мороз ей не страшен.

 

 

IV

 

Упражнение с использованием народной педагогики «Поздороваемся»

Развивать эмоциональную отзывчивость, способность развития экологической эмпатии.

 

 

 

 

МАРТ

 

 

Тема

содержание

I

«Жаворонки» (ручной труд)

Изготовление из теста жаворонков к весеннему празднику «Сороки». Разучивание весенних закличек.

 

II

«Приходи к нам весна, ты нам всем нужна» (фольклорный праздник)

Рассказать детям о старинных обычаях встречи весны. Знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника. Вызвать чувство эмоционального отклика на приход весны.

 

III

 

«Снегурочка» (рассказывание сказки)

 Дать представление детям о круговороте воды в природе через образы устного народного творчества. Развивать у детей эмоциональность, чувство сопереживания.

 

IV

 

Упражнение «Разведчики природы»

Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии.

 

 

АПРЕЛЬ

 

 

Тема

содержание

I

Мир природы весной.

Уточнить и расширить представление о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Обогащать словарный запас, формировать образную речь. Развивать умение рассуждать, воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе родного края, эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии

 

II

«Птицы весной» (Обобщённая беседа с использованием схем и моделей)

Способствовать обобщению представлений о птицах весной: изменение поведения. Формировать умение составлять рассказ по схеме. Воспитывать любознательность и желание заботиться о птицах.

 

III

 

«Берегите первоцветы» (игровая ситуация с Незнайкой)

Воспитывать бережное отношение к природе, к первым весенним цветам. Работа с «красной книгой».

 

 

IV

 

«Как Валера за одуванчиками наблюдал» (рассказывание сказки) по рассказам Н.А. Рыжовой

Сформировать у детей представления о сезонном развитии растения и его связях с окружающей средой. Рисование по результатам наблюдений за одуванчиком.