БОС - ортопедический. Проект

Изиланова Аниса Александровнa

Краткая аннотация проекта. 

В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата: «МИО 2.2С», «Cardio» и «Учимся и Оздоравливаемся».

   Компьютерные программы «МИО 2.2С» и «Cardio» предназначены для осуществления непосредственно коррекционно - развивающей и профилактической деятельности по физическому развитию в индивидуальной форме с детьми, имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата.

Программа «Учимся и Оздоравливаемся» предназначена для  коррекционно – развивающей, оздоровительной и профилактической работы  с  детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи,   с задержкой психического развития и с пониженным иммунитетом в групповой форме.

   Данная работа является технологией для реализации моей программы «Развитие координационных способностей для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»,  изданной в 2005г. в соавторстве с кандидатом педагогических наук Дрень О.Е., Базукиной Г.К. и предназначенной для работы с детьми в групповой форме.

   2. Обоснование необходимости проекта.

     В настоящее время проблема профилактики коррекции отклонений в состоянии здоровья российских детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья, а в нашем образовательном учреждении 100% детей имеют  нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Научные исследования (Н.Н. Ефименко, 1991г., Е.С. Черник, 1997г., С.И. Веневцев, 2000г.) свидетельствуют о том, что наиболее серьезные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата распространяются на сферу координационных способностей – базиса, формирующего фонд новых двигательных умений и навыков, основы успешного физического развития детского организма.

    Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование координационных способностей - основы двигательных умений, физического развития  в целом.

   В рамках модернизации образования перед практиками сама жизнь поставила несколько задач, в том числе о возможности применения компьютерных технологий для коррекционной работы  с детьми, имеющими нарушения в физическом  развитии.

       В связи с вышесказанным, актуальным в представленном проекте является использование компьютерных программ в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – образовательном процессе с детьми  с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Проанализировав данные мониторинга показателей уровня развития координационных способностей, я пришла к выводу, что традиционные методы развития и коррекции нарушений данных способностей далеко не всегда в полной мере  удовлетворяют ожидаемые результаты. Это обстоятельство обусловлено объективными причинами.

    Во – первых, длительный период коррекции и развития координационных способностей, во вторых, короткий срок сохранения достигнутого результата, который при условии несистематического повторения может угаснуть, в третьих наблюдается низкая мотивация на выполнение специальных коррекционных упражнений детьми в силу их физического недуга.

              Представленный педагогический проект способствует реализации целей, задач, которое современное общество ставит перед образованием, т.к.   сегодня   уже   ясно,   что   человек   не   сможет   жить   в информационном обществе будущего, не владея так назы­ваемой компьютерной грамотностью. Ком­пьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошколь­ном возрасте.

  Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка — это, прежде всего, формирование у него психологической готовности, то есть компетентности,  в обществе, широко применяющем компьютерные информационные техноло­гии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении. Формируя навыки работы на компьютере реализуется цель обучения «не на всю жизнь, а в течение жизни», т.е. ребёнок учится

самостоятельно добывать знания в течение всей своей жизни.

 

   3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: определить возможности и целесообразность использования компьютерных программ на основе технологии «БОС - ортопедический» в коррекционном процессе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата для повышения показателей уровня развития координационных способностей, а конечном счете,  физического  развития.

Задачи:

   1. Проанализировав научно-педагогическую и методическую литературу, изучить теоретическую основу использования технологии «БОС - ортопедический» в коррекционно – развивающей  работе двигательных нарушений детей дошкольного возраста.

   2. Провести педагогическое обследование детей  по выявлению показателей уровня развития координационных способностей, физической подготовленности.

   3.Апробировать и внедрить в коррекционно - развивающую работу с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата технологию «БОС – ортопедический».

   4.Провести сравнительный анализ показателей уровня развития координационных способностей с целью определения эффективности данной технологии в коррекционной работе.

 

   4. Основное содержание проекта. 

   Успехи современной коррекционной работы при нарушениях опорно – двигательного аппарата опираются на прочный фундамент достижений физико-математических и естественных наук. Полноценная диагностика нарушений и их качественная коррекция в настоящее время немыслимы без учета новых данных о функционировании живого организма и использования новейших технологических разработок. Биологическая обратная связь — это «обратный» возврат человеку информации о функционировании его внутренних органов и систем.

        Технология «БОС - ортопедический» - это современная технология коррекции, направленная на активизацию внутренних резервов организма с целью совершенствования физиологических навыков и представляет собой комплекс упражнений,  при проведении которых ребенку посредством специальных технических устройств, передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации ребенок под руководством педагога с помощью специальных упражнений и аппаратуры развивает навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию.

Общие основы применения технологии «БОС - ортопедический» для коррекции двигательных нарушений.

   Методика функциональной коррекции двигательных расстройств с применением технологии БОС строится на основе положений и принципов общей и лечебной физкультуры и с учетом основных педагогических принципов:

1.   Активность и сознательность.

2. Индивидуальный подход в соответствии с особенностями и общим состоянием воспитанника.

3. Наглядность и доступность - соответствие упражнений возможностям ребенка.

4. Систематичность и длительность.

5. Последовательность и постепенность в дозировке нагрузки и усложнении упражнений как в течение одного занятия, так и во время всего курса.

6. Цикличность тренировки - чередование нагрузки и отдыха: напряжение и расслабление мышцы. Продолжительность отдыха и расслабления, должна быть не меньше, чем нагрузки, сокращения.

Основные понятия технологии «БОС - ортопедический»:    

1. Физиологическая функция.

Обязательным требованием к выбранной для коррекции или оздоровления физиологической функции является возможность ее объективной регистрации и количественной оценки.

 2.Регистратор параметров физиологических функций. Роль первичного регистратора выполняют датчики, которые накладываются на необходимые части тела.

 3. Прибор - преобразователь параметров физиологических функций в световые и звуковые сигналы.

     В реальных условиях регистратор и преобразователь не являются самостоятельными приборами, а конструктивно объединены в единый прибор биологической обратной связи или в компьютерный комплекс.  

4. Инструкция. Она должна быть ясной и  понятной ребенку.

 5. Мотивация. Для эффективного осуществления коррекции методом БОС абсолютно необходим еще один фактор, связанный с личностью ребенка – мотивация, т.е. активное желание заниматься своим оздоровлением. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен как психологической установкой ребенка на выздоровление, так и внешними факторами, повышающими заинтересованность  в процессе и результатах коррекции:  в виде мультипликационных сюжетов, детских слайдов, сказок, игр.    

   Специальные задачи коррекции, оптимально  решаемые технологией «БОС - ортопедический»:

1. Восстановление и тренировка мышечного чувства.

2. Повышение сократительной способности мышц.

3. Снижение активности гиперактивных мышц, релаксация.   

4. Формирование двигательного навыка:

- манипуляционной функции кисти;

- правильной осанки;

- походки.

   Методика коррекционной работы с применением технологии «БОС – ортопедический»:

         Методика коррекционной работы с применением технологии «БОС- ортопедический» определяются не столько диагнозом, сколько характером двигательных нарушений. 

  I. Для определения тактики коррекции врачом проводится осмотр ребенка, во время которого:

1. Выявляются мышечные группы, определяющие двигательные дефекты.

2. Ставятся коррекционные задачи.  

3. Определяется методика коррекции функционального состояния мышц, которая включает:

- выбор компьютерной программы;

-  подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;

-  дозировку нагрузки;

-   выбор   шаблонов тренингов.

  II. Работа с мышцами:

1. В кабинете биологической обратной связи проводится диагностика чувствительности корректируемой мышцы шаблоном «Диагностика» по программе «МИО», и проводится тренинг по определенному шаблону.

2. Тренинг. Длительность тренировки одной мышцы составляет не менее 10 мин. Величина нагрузки устанавливается автоматически для каждой тренируемой мышцы.                                                           

  Продолжительность  курса  составляет не менее 10 занятий 2-3 раза в год.

  Кратность проведения занятий не реже двух раз в неделю. 

   III. Работа с результатами. Предметом коррекции технологии «БОС – ортопедический» является анализ мышечной деятельности.

Результаты непосредственной мышечной деятельности фиксируются в шаблоне «Результаты», где в отдельных папках находятся результаты диагностики и тренингов в виде диаграммы.

    Методика проведения коррекционной работы по технологии «БОС – ортопедический» представляет собой совокупность практических приемов и средств, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение коррекционных задач.

Средства для решения задач: комплекс аппаратно – программный для коррекции расстройств функциональных систем организма путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи.

Средства занятий: специальные физические упражнения - гимнастические, дыхательные.

  Гимнастические упражнения               представляют собой искусственные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы, при выполнении которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними органы. На занятиях с применением технологии «БОСортопедический» чаще всего применяются движения отдельных частей тела, выполняемые из определенных исходных положений, с заранее предусмотренным направлением, амплитудой, скоростью, степенью напряжения, расслабления или растягивания мышц.

imageimage  Дыхательные упражнения - это упражнения с произвольным изменением характера и продолжительности фаз дыхательного цикла в сочетании с движениями туловища и конечностей (динамические дыхательные упражнения) или без них (статические дыхательные упражнения).

  Форма занятий: индивидуальная по программе «МИО» и «Cardio», групповая по программе «Учимся и Оздоравливаемся».

  Методы: метод активной коррекции движением.

  Приемы:

- подбор упражнений;

- количество повторений;

- выбор исходных положений;

- темп и ритм движения;

- способ выполнения: сгибание, разгибание, приведение, отведение, напряжение, расслабление; 

- применение отягощения;

- плотность нагрузки;

- длительность выполнения упражнения и всего занятия.

     

    Этапы коррекционной работы:

      I - этап  - подготовительный. В доступной форме происходит ознакомление ребенка и его родителей с технологией «БОСортопедический», акцентируется внимание на том, что приборы не оказывают никакого влияния на организм человека, а лишь регистрируют происходящие физиологические изменения. 

Проведение  пробного  тренинга БОС, чтобы ребенок сам мог понять и почувствовать, что он должен делать. Обучение ребенка правильному выполнению упражнения по БОС по выбранному сигналу управления - главная цель подготовительного этапа. Продолжительность подготовительного этапа – 1 тренинг.

    II - этап - основной. В этот период ребенок использует соответствующее упражнение и шаблон «Тренинг» для коррекции выбранной физиологической функции, например, для тренировки определенной группы мышц, до получения желаемого эффекта - развития необходимой мышечной силы, восстановления правильной осанки и т.д.  Длительность основного этапа -  9-10 тренингов.

Ш этап коррекции - заключительный. Задача этого этапа - добиваться воспроизведения полученного навыка управления физиологическими функциями собственного организма без использования приборов биологической обратной связи. Длительность - 1 тренинг.

   Таким образом, общее количество тренингов не менее 10.

     До начала тренингов по компьютерным программам детям предлагаются  ознакомиться с компьютерной техникой и элементарными  правилами  при работе на оргтехнике.

Компьютерная программа «МИО 2.2С» предназначена для коррекции и профилактики нарушения функций  опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения функций тазобедренного сустава, нарушения функций кисти и т. д.  

Компьютерная программа «Cardio» предназначена для коррекции нарушений функций грудной клетки и формирования правильного диафрагмального дыхания при ослабленном иммунитете  для часто болеющих детей, нарушениях речевого дыхания.

Компьютерная программа «Учимся и Оздоравливаемся»

   Это новая компьютерная программа биологической обратной связи на эмуляции без прибора - преобразователя биологических импульсов.    Программа «Учимся и Оздоравливаемся» содержит в себе тренинг по диафрагмальному дыханию и образовательный компонент.  Форма работы по данной программе - групповая. Эта программа может применяться как часть непосредственной образовательной деятельности по  физической культуре или любой другой линии развития.

Партнеры.

   Партнеры в осуществлении проекта:

 - дети 5-7лет с нарушениями опорно – двигательного аппарата (целевая аудитория);

-  родители;

 - врачи: ортопед, педиатр, невролог;

- педагоги: инструктор по физической культуре, воспитатели, узкие специалисты,

   8. Целевая аудитория.

   Отбор детей производится врачом – ортопедом.

    Проект  рассчитан на детей 5-7лет с нарушениями опорно – двигательного аппарата с сохранным интеллектом.

Ожидаемые результаты:

  1.  Клиническое  улучшение   состояния  ребенка.  

  2. Статистически    значимые    изменения    регулируемой функции. 

  3.Сохранение устойчивости сформированных навыков в течение длительного периода времени.

  4. Положительная динамика показателей уровня развития координационных способностей, физической подготовленности.

  5 Положительная динамика во взаимосвязи показателей уровня развития координационных способностей, физических качеств  с показателями уровня развития познавательного процесса.

Литература.

1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 196 с.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М., Медицина, 1984. - С. 232-234.

3. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. - Л.:Наука, I988.-262C.

4. Бехтерева H.П., Камбарова Д.К., Поздеев B.К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. -Л.: Медицина, 1978. - 240 с.

5. Бонев Л., Слынчев П., Банков С. Руководство по кинезитерапии. - София: Медицина и физкультура, 1978. - С. 98-105.

6. Епифанов В.А (ред.). Лечебная физическая культура. - М.: Медицина, 1987. - 528 с.

7. Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2003. – 21 с. 

8. Каптелин А.Ф. (ред.) Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1995.

9. Коц Я.М. (ред.) Физиология мышечной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1982. -447 с.

10. Кузьмичева О.А. Физиологические основы применения метода биологической обратной связи по электромиограмме // Учебно – методическое пособие. - С-Пб:  НОУ «Институт БОС», 2003. – 8 с. 

11. Кузьмичева О.А. Применение метода биологической обратной связи по электромиограммедля коррекции двигательных нарушений// Учебно – методическое пособие. - С-Пб:  НОУ «Институт БОС», 2003. – 16 с. 

12. Кузьмичева О.А. Описание шаблонов программы «МИО 2. 2С» // Учебно – методическое пособие. - С-Пб:  НОУ «Институт БОС», 2004. – 13 с. 

13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). М. ВЛАДОС,1997г. стр.304.

14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.Академия,2002 год, стр.193.

15. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях – Дошкольное воспитание. 1999г.- № 4.-стр.34-36.

16. Павлов ИЛ. Двадцатилетний опыт объективного изучения нервной деятельности (поведения) животных. -М.: Наука, 1973.-659 с.

17.  Петраш В.В., Сметанкин А.А., Ващилло Е.Г., Бекшаев С.С. Метод биологической обратной связи в коррекции физиологических функций человека // Учебное пособие для врачей-слушателей. -Л., 1988.

18. Пннчук Д.Ю, Дудин М.Г. Биологическая обратная связь  по  электромиограмме  в неврологии и ортопедии // Справочное руководство. – С-Пб.: Человек, 2002. -120 с.

19. Пузанов Б.П.  Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М. Академия, 1999 год. Стр.158.

20.Розенбаум Л. Общие вопросы биоуправления // Биоуправление-2: Теория и практика. - Новосибирск, 1993. - 25 с.

21. Рябус M.В. Лечение головной боли напряжения методом биологической обратной связи: Автореф. дисс— канд. мед. наук / ММА им. И.М.Сеченова. - М„ 1998. - 24 с.

22. Сандригайло Л.И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии. - Минск: Вышейшая школа, 1978. - С. 56-58.

23. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.-100 с.

24.  Сеченов И.М. Лекции по физиологии. - М.: Медицина, 1974. -232 с

25. Скок А.Б. Использование биологической обратной связи для целенаправленного изменения поведения пациентов с аддиктивными расстройствами: Автореф. дисс ...канд. мед. наук /Новосибирский мед. ин-т, ин-т мед. и биол.кибернетики СО РАМН. – Новосибирск, 1999. -17с.

26. Фонарев М.И. (ред.) Справочник по детской лечебной физкультуре.-Л.: Медицина, 1983.-359 с.

27. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе/  Педагогическое общество России  – М, 1999.

28. Штарк МБ. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного о завтра) // Биоуправление-3. Теория и практика. - Новосибирск, 1998. - С. 5-13.

29. Яковлев Н.М., Сметанкин А.А. Новый методологический
подход в функциональном лечении больных с двигательными
нарушениями при помощи портативных приборов с ЭМГ-БОС. II
Биологическая обратная связь: нейромоторное обучение в клинике и
спорте. - СПб., 1991.-С. 9.