Виды нарушений внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР. Особенности коррекционной работы по преодолению данных нарушений.

Мишланова Людмила фёдоровна

Виды нарушений внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР.  Особенности коррекционной работы по преодолению данных нарушений.

 

          Работая с детьми с ЗПР дошкольного возраста, нами отмечено, что у  данной категории чаще всего наблюдается нарушение или недоразвитие внимания. Учитывая, что внимание это особый психический процесс, свойство которого организует восприятие, благодаря которому наше сознание активно направлено на тот или иной объект окружающей среды (мысли, чувства, переживания). Это всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. [4,30]

            Мы бы хотели рассмотреть следующие виды нарушения внимания, часто встречающиеся у детей с ЗПР

  1. Рассеянность - нарушена способность длительно сосредоточиться, способность перехода от одного явления к другому( у детей с ЗПР не на чем не задерживается). [7, 305]

Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться:

а) в неспособности к сосредоточению;

б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности..

Рассеянностью нередко называют легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У соматически ослабленных детей подобный вариант рассеянности встречается достаточно часто. Такие дети активно работают в начале занятия, но вскоре устают, и внимание ослабевает.

Дети с ЗПР Нервные, гиперактивные и соматически ослабленные отвлекаются  чаще, чем спокойные и соматически здоровые.

В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строить индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.

Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:

- общее ослабление нервной системы (неврастения);

- ухудшение состояния здоровья;

- физическое и умственное переутомление;

- наличие тяжелых переживаний, травм;

- эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);

     - недостатки воспитания (гипероопека, гипоопека);

     - нарушения режима труда и отдыха;

     - нарушения дыхания ;

    - чрезмерная подвижность.

2. Повышенная отвлекаемость – (чрезмерная подвижность внимания) –постоянный переход от  одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности. Дети с ЗПР делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.

3. Неустойчивость (колебания)- ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требуется постоянный контроль со стороны педагога, взрослого, это свидетельствует о незрелости нервной системы.

4. Слабая распределяемость – когда ребенок находится в сфере близких ему интересов. Внимание ограничено объектами имеющими ситуативное значение. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения. Поэтому педагог дает инструкцию не целиком, а поэтапно.

5.Инертность-малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. У детей с ЗПР очень часто отмечается невнимательность, она проявляется в:

- неумении сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

- неспособности удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;

- частой отвлекаемости на посторонние раздражители;

- беспомощности доведения задания до конца;

- отрицательном  отношении к заданиям, требующим напряжения, забывчивости (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);

- потери предметов, необходимых для выполнения задания.

6. сниженная концентрация – выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.

7. снижение объема – удержание одновременно меньшего объема информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.

8. сниженная избирательность – ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выполнение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей.

9. «прилипание» - выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию. [4, 78]

У детей с ЗПР отмечается сужение объема произвольного внимания, неспособность воспринимать в определенный отрезок времени необходимое количество информации, в связи с чем их деятельность осуществляется в более медленном, чем у нормально развивающихся детей, темпе и продуктивность выполнения заданий значительно ниже.

            Дети с ЗПР, несмотря на отсутствие дефектов зрения или слуха, испытывают трудности в процессе восприятия. В воспринимаемом объекте они выделяют гораздо меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Многие дети с трудом узнают предметы, данные в непривычном ракурсе, в контурном или схематическом изображении, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Детям трудно воспроизвести фразу из пяти и более единиц. Они переставляют слова, пропускают или заменяют их. Забывая часть слов, не могут выполнить инструкцию, данную учителем-дефектологом или воспитателем.

            Несмотря на описанные выше общие недостатки внимания, у детей с ЗПР наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность. В частности, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других – максимальная концентрация внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих – наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Таким образом, работая с детьми данной категории и учитывая их особенности мы разработали индивидуальный коррекционно- развивающий план по коррекции нарушений внимания опираясь  на принципы:

- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- единство диагностики и коррекции;

- приоритетности коррекции причинного типа;

- деятельностный принцип коррекции;

- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

- комплексности методов психологического воздействия;

- активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;

- опоры на разные уровни организации психических процессов;

- программированного обучения;

- возрастания сложности;

- учета объема и степени разнообразия материала;

- учета эмоциональной окрашенности материала.

При этом важно: 

  1. Все пояснения и инструкции давать четко и доступно до начала работы.
  2. В обучении опираться на непроизвольное внимание и использование средств наглядности.
  3. Осуществлять внешнюю организацию внимания.
  4. Ограничить число одновременно выполняемых действий.
  5. Формировать умение принимать постепенно усложняющуюся инструкцию.
  6. Работать над удержанием инструкции в течение выполняемого задания.
  7. Развивать навыки самоконтроля.
  8. Тренировать переключаемость внимания с помощью специальных упражнений.
  9. Использовать различные стратегии организации внимания (объект с разных сторон, объяснение причины и следствия)

Для успешной коррекции и развития внимания нами были использованы игры и упражнения, которые мы выделили в четыре группы:

  1. психогимнастика;
  2. игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания;
  3. игры, направленные на развитие слухового внимания;
  4. игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях целесообразно использовать по одной игре из каждой группы меняя их по мере усвоения и поддержания интереса.

В нашем детском саду МБДОУ «Д/С  № 108 г.Челябинска»

 ведется комплексная работа всех специалистов по развитию и коррекции нарушения внимания у детей с ЗПР:

- Дефектолог  использует  ИКТ на индивидуальных занятиях с детьми.

- воспитатели  используют упражнения на развитие внимания в проведении различных опытов, подвижных играх.

- воспитатель ИЗО использует на занятиях игры и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания.

- музыкальный руководитель использует игры, направленные на развитие слухового внимания.

- инструктор физкультуры использует игры, направленные на развитие моторно-двигательного и слухового внимания.

 

 

 

Список литературы

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие. [Текст]/ Л.Н.Блинова – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.- 136 с.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С.О детях с отклонениями в развитии. [Текст]/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер - М., 1973.-400с.

3. Калягин В.А. Логопсихология. [Текст]/ В.А. Калягин -М.: Изд. Центр «Академия», 2006.-208с.

4.Лурия А.Р. Внимание и память. [Текст]/ А.Р. Лурия – М.,1975.

5. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст]/ /Р.С.Немов. – 5-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 с.

6. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. [Текст]/У.В.Ульянкова -Н-Новгород,1994

7. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений[Текст]/  / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005.-400с.