Семья (из опыта работы с семьёй)

Шаповалова Валентина Петровна

Семья (из опыта работы с  семьёй)

Семья для ребёнка- это мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться,  сочувствовать. Семья – это сложная система, в которой каждый член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает определённые взаимоотношения.

От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий на ребёнка: он более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Социологи и психологи выделяют разные типы семей:

-гармоничная, полная;

-распадающаяся;

-распавшаяся;

-неполная;

-проблемная;

-зрелая и т.д.

Основными факторами, эффективно влияющими на воспитание ребёнка, являются:

-нравственно-положительные интересы, убеждения родителей, ответственное отношение к процессу воспитания;

-осуществление целенаправленного воспитания;

-эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей.

Семьи, в которых отмечается высокий уровень отношений и воспитания, относятся к 1 типу (их опыт надо изучать, пропагандировать, хотя этим семьям тоже нужна помощь воспитателей ДОУ). У нас  были такие семьи. Мы рассказывали на собраниях о проведении семейных праздников, о физическом воспитании детей и т.д.

Ко 2 типу относятся семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. Положительной стороной этих семей является их достаточно высокая социальная направленность. Родители готовы придти на помощь людям. Взаимоотношения между этими членами семьи неплохие. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров, недостаточно высокого образовательного уровня одного или двух родителей, их настроение, суждения, поведение могут резко меняться. В связи с этим возникают трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющие на семейный микроклимат. Семьи такого типа испытывают затруднения по организации труда детей, развитию навыков самообслуживания. Большинство родителей из семей 2 типа выражают готовность взаимодействовать с педагогами ДОУ. Этим семьям мы помогали устанавливать взаимоотношения, предлагая почитать педагогическую литературу.  Беседовали с родителями о возрастных особенностях развития детей, показывали на примерах о необходимости единства требований к детям, о необходимости равного участия отца и матери в воспитании детей. Вся работа проходила через беседы, оформляли родительский уголок по тематике «Отец и мать – воспитатели».

Семьи, где по тем или иным причинам отсутствуют условия для нравственно-эстетического, целенаправленного воспитания относятся к 3 типу. В них не создан для воспитания климат, нет порядка в организации жизни и деятельности семьи в целом и её членов, отсутствуют добрые традиции, нередко царит дух авторитарности. Для этих семей типичны споры, острые конфликты из-за несовпадения взглядов супругов на   жизнь и воспитание детей. Родителей из этих семей мы привлекали к обсуждению проблем воспитания детей. Работу вели с каждым в отдельности и обоими, приглашая их на индивидуальные и групповые беседы и консультации, давали детям практические задания, сообщая об этом родителям. Давали  советы по руководству воспитанием ребёнка в семье, предлагали для чтения материал папок «Шпаргалка для родителей», где освещены многие проблемы и что нужно сделать, чтобы решить ту или иную проблему.

Семьи, в которых присутствуют алкоголизм, безнравственное поведение, грубость, частые ссоры, нестабильность во взаимоотношениях- это семьи 4 типа. Родители в них не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией жизни детей, их игр, полезных и интересных дел. Свободное время уходит на выяснение недоразумений, ссор. С такими родителями работать очень трудно. У нас их было четыре - неполные.  В своей работе с ними мы использовали индивидуальные, доверительные беседы, которые дают наибольший эффект. Посещали эти семьи, привлекали их к участию в жизни детей группы, приглашая на «Сладкие вечера», на утренники, для оформления группы, участка. Заведена тетрадь по работе с такими родителями, где фиксировали все эти беседы. Через какое- то время в двух семьях появились мужчины, образ жизни семей изменился. Это почувствовали сразу, беседуя не только с родителями, но и с детьми. Изменился образ жизни в семье Димы Г(друзья одной из семей). Эти три семьи были переведены в группу риска. Осталась одна семья. С ней мы работали на протяжении всей подготовительной группы, привлекая и работников соцзащиты, и работников детской комнаты милиции. Огромных изменений в жизни этой семьи не произошло, но мы спокойны за ребёнка. Ребёнок находится на полном государственном обеспечении. Недавно беседовали с мамой: рад ребёнок, рада мама, хотя образ жизни не изменила.

Чтобы хорошо узнать семью, иметь о ней полное представление, необходимо знать возможные типы отношений родителей к д/саду, рекомендациям специалистов, воспитателей:

1.пассивный родитель: «Вы – воспитатели – вот  и воспитывайте, это ваша работа, а мне это ни к чему. Обычно у них дети лишены тёплого эмоционального контакта со своими родителями.

2. Избегающий проблем – позиция родителей: «С моим ребёнком всё в порядке, независимо от истинного положения дел. Для них характерны утаивание медицинской информации, нежелание видеть очевидных фактов (результатов тестирования и т.д.).

3. Агрессивно-недовольный – постоянно критикующий действия воспитателя по отношению к ребёнку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих  инстанциях.

4.Надменный интеллектуал – родитель, ставящий своё мнение выше мнения специалиста, воспитателя. Если информация о ребёнке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребёнка, если ему покажется, что специалист недостаточно авторитетен. В таких случаях «снобизм» родителя может быть нейтрализован созданием официальной обстановки.

Ко всем родителям мы старались найти подход. Знали, с кем можно побеседовать только официально, с кем по- дружески, кто может принять информацию о ребёнке спокойно, с кем можно побеседовать о проблеме очень осторожно.

Из выше сказанного видно, что все семьи нуждаются в большей или меньшей степени во внимании, помощи, поддержке со стороны работников дошкольного учреждения. Чтобы хорошо изучить семьи, нужно знать  принципы   работы с семьёй и методы изучения семьи.

Принципы:

1.     Необвинительность  – вместо упрёков, пусть даже заслуженных, - помощь, социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса);

2.     Индивидуальный подход – решение конкретных проблем семьи в реальных жизненных условиях;

3.     Плотный контакт с семьёй в течение  какого – то времени;

4.     Доверительные отношения между педагогами и членами семьи;

5.     Уважение норм и ценностей семьи. Прямое , нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест, нанести трудно поправимый вред;

6.     Ориентация на положительное развитие событий;

7.     Гибкое привлечение специалистов д/сада.

 

 

             Методы изучения семьи.

В своей работе использовали следующие  методы изучения семьи : наблюдения, беседы, консультации, анкеты, опросники, посещения на дому, домашние  задания. Изучение продуктов детской деятельности и другие. Самым элементарным методом изучения семьи является наблюдение. Такие наблюдения  за общением родителя с ребёнком проводили во время  утреннего приёма,  их встречи вечером. При этом  особое внимание обращали на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (жёсткая, мягкая), употребление уменьшительно – ласкательных или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости и капризы. Оценивали также эмоциональную окраску общения: громкость, тон голоса родителей (спокойный, резкий, ироничный и т.д.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки.  Обращали внимание на реакцию детей (настроение, содержание обращений и т.д.).

Большое внимание уделяли наблюдениям за игрой  детей в «Семью», где хорошо отражаются отношения близких взрослых в семье. Это позволяло сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Содержательную информацию о психологическом климате семьи мы получали из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый близкий человек», «Самый добрый человек», «Самый счастливый день» и др. При анализе рисунков обращали внимание  на цветовую гамму рисунков, состав семьи (полный, неполный, увеличенный). Отмечали расположение и последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур. Это позволяло сделать вывод о взаимоотношениях в семье, о главенствующей роли одного из родителей, месте ребёнка в семье и т.д.

Для изучения семьи использовали  анкеты, тесты. Это помогало нам выявить социального положения семьи, характер взаимоотношений членов семьи, ближайших родственников, уровень педагогической культуры родителей и другое.

Ближе познакомиться с родителями, лучше узнать семью, увидев её в обычной домашней обстановке и наконец, проверить свои предположения и наблюдения  относительно психологического климата, в котором живёт ребёнок  помогали нам посещения на дому.  О посещениях заранее предупреждали родителей, объясняя с какой целью  мы это делаем. В  непринуждённой обстановке и разговоре  выясняли для себя вопросы, на которые нужно обратить внимание, старались дать  советы.

Неоценимую помощь в изучении и работе с семьёй играют индивидуальные беседы. Это помогало нам не только узнать, чем заполнена жизнь ребёнка в семье, но и   узнать, какие трудности испытывают родители в воспитании детей.

Все полученные сведения о семье, о семейном воспитании собирались, что позволяло построить дальнейшую работу с родителями, организовать нетрадиционные формы и методы взаимодействия с семьёй.