Публикация "Средства и методы народной педагогики"

Народная педагогика – это  кладезь мудрости, запасник нравственного здоровья, это наши истоки, наши корни. Забывая их, мы разрываем связь времён и поколений. В веках и тысячелетиях жизнь ставила задачу вырастить умную, смелую, добрую, трудолюбивую смену отцам и дедам; осмыслить, сохранить, передать следующим поколениям то всеобщее, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Ознакомившись с народной мудростью воспитания, убеждаешься: народ -величайший педагог – мыслитель, педагог – практик, пестующий в своих детях такие качества, как доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость.

С помощью каких средств народная педагогика растит в душах детей чувства родства с окружающим миром?

1.                          Пение былин и сказывание сказок, использование пословиц и поговорок и т.д. «… Весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове …»- писал К.Д. Ушинский.

   Следует отметить, что в народной педагогической мудрости наблюдается чёткая дифференциация форм воспитания: пословицы – для этического, загадки – для умственного, песни – для эстетического воспитания, сказки – универсальны.

2.                          Легенды и предания, отразившие самые важные, исторические моменты народной жизни.

3.                          Песни и танцы народа.

4.                          Уважение к родительскому дому.

5.                          Сохранение и передача семейных реликвий.

6.                          Бережное, любовное отношение к родной природе.

7.                          Изделия художественных промыслов – своего рода память, сохраняющая духовный опыт народа, связывающая прошлое с настоящим и будущим.

8.                          Народные обычаи и традиции.

Заповеди русской народной педагогики

1.          Люби своих детей, и будет тебе высшей наградой их любовь!

2.          Единство слова и дела – одна из самых сильных сторон воспитания.

3.          Уважение к старшим.

4.          Забота о родных.

5.          В организации семейных отношений должен лежать не страх перед физической силой, а страх огорчить человека (поэтому малышей не боялись хвалить, но как только ребёнок начинал всё понимать, похвалы близких резко сокращались: пусть тебя похвалят чужие за хорошие дела). «Своего спасибо не жалей», «Детей наказывай стыдом, а не грозой и бичом», - говорили в народе.

6.          Осознание себя как частицы общего. Сопереживание, общая радость и забота помогают человеку вырасти в понимании, что доброта, смелость, сила, щедрость – это общее достояние.

7.          Научи понимать, что вещи, окружающие нас, кем-то выдуманы и сотворены. Береги их!

8.          Сознательное участие в труде (в общий труд дети в русских семьях втягивались с пяти – шести лет). При этом детей учили не отдельным операциям, не однообразию детских поделок, а ремеслу (пусть сразу видят конечную цель своих усилий).

В основе русской народной педагогике лежит совместная деятельность старших и младших по приобщении к вечным истинам. Столетиями русский народ волновали философские и педагогические проблемы.

Прежде всего – сущность счастья. Ведь именно в связи с этой проблемой ставились и решались конкретные вопросы воспитания. Для чего  надо  воспитывать  детей? Для счастья, чтобы дети, став взрослыми были счастливыми людьми.  Своё  счастье  и радость родители видели не только в том, чтобы в семье был ребёнок,  а  в том,  чтобы была «полна горница детей» (русская пословица гласит:  «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – целый сын»). Счастье родителей и счастье  детей  - нерасторжимы:  «Добрые дети – делу венец, а плохие дети – дому конец». Точнее, ярче и образнее не скажешь: «Счастье лучше богатства».

Многовековая практика воспитания детей приводила  к выводу, что разумное воспитание – одна из непреходящех ценностей: «Самое лучшее наследство – воспитанность», «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло».

Забота о воспитании – показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости: « Не та мать, что родила, а что воспитала, вспоила, вскормила, да добру научила».

Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в поговорках, пословицах, песнях: «Умел дитя родить, умей и научить», « Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считала  родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны своего высокого имени, которые уму – разуму учат да «сердцем награждают»: «Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит», «Не тот батька, кто родил, а кто уму – разуму научил». Огромная роль родительского примера – прописная истина педагогики народа: «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы», «Возле батьки – матки учатся дитятки». С особой признательностью народ говорит о материнской любви к детям: «Материнская ласка конца не знает».

Духовный опыт народа сквозь столетия дошёл до наших дней. Сохранить его, передать следующим поколениям – задача людей, живущих сегодня.