Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной деятельности

Бочкарева Надежда Анатольевна

Статья на тему"Нетрадиционные техники рисования"

 

Дошкольный возраст – это сензитивный пери0д для развития у детей продуктивной деятельн0сти: рисование, лепка, аппликация и к0нструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют мн0го и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются ихспос0бности.
     В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового чел0века, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасног0, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной прир0ды.

   Я успешно использовала методику 0знакомления детей с изобразительной деятельностью Т.С. Комаров0й, но при проведении занятий всегда п0ражало одно0бразие техник, предлагаемых для изображения образа, так дети с удовольствием рисуют пальцами, пластелином и т.д.

   Изучив работы различных авторов, таких как С.В. Погодиной  программу «Шаг в исскуство», И.А. Лыковой - «Методическом пособии для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

1.    Сф0рмировать у детей технические навыки рисования.

2.    П0знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

3.    Научить создавать свой неп0вторимый образ, используя различные техники рисования.

     В худ0жественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью.
    Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.
Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Пр0думывая занятие, я подбираю т0т материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям  эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.
Для рисования в детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности я широко использую разнообразные материалы, и убедилась: детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.


     П0степенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараюсь подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
В своей работе на протяжении нескольких лет я широко использую различные виды нетрадиционных техник рисования.

 

«Пальчики-палитра»– рисование пальчиком.


  Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра!...
Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с б0льшим удовольствием.
Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этап0в.
Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.
        На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми средней группы мы рисовали «пушистого мишку».

   К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.

 

Следующая техника –рисование ладошкой.


    Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.


  Следующей нетрадиционной формой обучения, которую я использую в работе, является рисование штрихом.

 

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

 Из анализа детских работ можно сделать вывод, что не все дети умеют контролировать амплитуду колебаний своей руки. Штрихи получаются разной величины, порой со слабым нажимом на карандаш. Поэтому я с детьми в свободное время очень часто тренируем руку, чтобы закрепить навыки штриховки.


  Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге.

 

   Данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью.


  Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. В этой технике мы с ребятами рисовали на тему «Вологодские кружева».
Также я использую и такую новую технику рисования, как граттаж.

 Интересно в этой технике прошли занятия на темы: «Зимний лес», «Прогулка в парке», «Ночные сказки».


Мазковая живопись.


 Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: «Травка», «Елочка» и т.п.
Очень интересны и такие приемы рисования, как –монотипия и диотипия (техника печатки).


    Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке». Дети рисовали с удовольствием, им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.


Батик – роспись по ткани, стилизацией – подчинение определенным правилам.

 Это очень трудная, но интересная работа, которая способствует развитию творчества у детей.

 

Еще один нетрадиционный прием – набрызг.

 

   Это очень не простая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски.Для ее осуществления я использую зубную щетку и стеку. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

 

 Рисование пластилином.

 

   Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.

Также в своей работе я использую и другие нетрадиционные методики рисования:


- рисование мелом;

 - рисование углем и сангиной;


- рисование с использованием природного материала;

 - африканская роспись;


- рисование тычком (жесткой кистью);


- рисование манкой;


- рисование при помощи ниток.

 

 С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.


 Исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, способствует развитию творчества у детей, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

 

 

Литература

1.    Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.

2.    Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.

3.    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

4.    Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.

5.    Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.

6.    Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

7.    Мосин И.Г. Рисование: Учеб. пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 1996.

8.    Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

9.    Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

10.  Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 39 г. Арзамас

Конспект

Занятие по аппликации

На тему «Русский народный костюм»

( для детей средней группы)

 

Работу выполнила:

воспитатель

Бочкарева Надежда Анатольевна

Арзамас 2010


Цель: формировать представления о русских народных традициях, умения вырезать фигуры из цветной бумаги и составлять орнамент в полосе.

Задачи:

Обучающие: -закрепить умения разрезать квадрат на треугольники, прямоугольник на квадраты, полосу разрезать на прямоугольники;

-закрепить умения держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части аппликации;

-закреппть навыки детей составлять простой узор из элементов русского народного орнамента.

Развивающие: -развивать оригинальность, творческую самостоятельность и воображение;

-способствовать развитию эстетического восприятия, самостоятельности и инициативности;

Воспитательные: -воспитывать патриотические чувства и любовь к родине;

-укреплять стремления детей к познанию русских народных традиций;

-воспитывать внимательность и аккуратность при выполнении практической части.

Словарная работа. Активизировать речевые высказывания: русский народный костюм, узорная полоса, орнамент, ярмарка, рубахи, сарафан, карусель, оберег; учить соотносить слова с действиями в хороводной игре.

Предварительная работа: рассматривание кукол,в национальных костюмах; чтение стихов, поговорок, пословиц,о народных традициях, исполнение русских народных песен и танцев; хороводные игры, заклички; беседы с детьми о традициях русского народа, рассматривание разнообразных орнаментов.

Методическое обеспечение.

Дидактические средства: куклы в народных костюмах; изображения кукол в народных костюмах на бумаге; контуры сарафанов и  рубах; русские народные костюмы для детей; хороводная игра «Карусели»; мольберты; клей; кисти; клеенки; салфетки, наборы цветной бумаги для творчества, образцы орнамента в полосе.

Аудиосредства: магнитофон, касета с записью музыки.

Диффиринцированная работа: направлять деятельность робких и слабых детей с помощью образцов орнаментов в полосе, усложнять варианты построения орнамента, мотивировать деятельность детей по средству поощрения и побуждения/

Ход занятия

Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости, давайте поздороваемся. Присаживайтесь гости. А теперь подойдите ко мне и покажите свои глазки, какие они у вас умные и красивые.

Ой ребята какие вы красивые нарядные.Наверно вы на ярмарку собрались. А вы знаете: раньше давным-давно, была такая традиция, в дни праздников устраивать ярмарку. И все девочки и мальчики наряжались  в самую красивую одежду. Что это за одежда. (Дети:сарафан, рубаха, платье, кокошник).

Воспитатель: Правильно ребята! И в таком наряде они шли на ярмарку. На ярмарке они пели, танцевали играли, выполняли задания, демонстрировали свои умения и навыки, получали подарки и сюрпризы. Когда девушка шла в таком наряде на ярмарку, то все восхищались ее красотой и говарили «А идет- то, а идет, как лебедушка плывет.», «Говорит, словно реченька журчит.»

Ребята, а вы хотите попасть на ярмарку и показать все что вы умеети: играть, мастерить.

(Дети: Да.)

Игра- превращение: покружись, покружись и на ярмарке окажись.

Воспитатель: Вот мы и на ярмарке. Раньше  на ярмарке, была традиция все вставали в хоровод и играли в игры. Сегодня  и мы будем играть в игру которая называется «Карусели» . Все вспомнили правила игры и взяли ленту в правую руку.

Хороводная игра «Карусели

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели

А потом, кругом, кругом-

Все бегом, бегом, бегом.

(Дети бегут по кругу бегом)

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

Игру повторить (ленту взять в левую руку).

Воспитатель: Понравилась вам игра «Карусели». Молодцы ребята. А теперь пойдем погуляем по ярмарке. Ребята посмотрите какие нарядные куклы. Они тоже на ярмарку собрались. А какими фигурами украшена одежда? (Дети: квадраты, треугольники, кружочки.) А в каком месте на костюмах есть узоры? (Дети: на вороте, на подоле. Показывают на рисунках)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что орнамент русского народного костюма несет в себе загадку, тайну. Давным- давно люди создавали разнообразные узоры на одежде для того, чтобы эти фигуры их оберегали. Они так и назывались оберегами.А хотите еще погулять по ярмарке? (Дети: да хотим)

(Воспитатель подводит детей к столу с материалами для творчества)

Воспитатель: Посмотрите ребята сколько здесь разного товара: и рубахи, сарафаны. Чем они отличаются от русских народных костюмов? (Дети: нет оузора). Я предлагаю вам сегодня превратимся в маленьких мастеров и украсить одежду орнаментом. Каждый составит свой орнамент. Посмотрите ребята и выбирите все что вам понадобится для творчества. Мы будем украшать русский народный костюм орнаментом.

(Дели отбирают все необходимое: контур сарафана, рубахи, элементы для узора и садятся за рабочие столы.)

Воспитатель: Прежде чем наклеивать фигуры, давайте мы пофантазируем, вспомним орнаменты которые мы рассматривали и вырежим свои фигуры. Способом наложения составим орнаменты.

(Дети разрезают полоски и составляют узоры)

Дифференцированная работа: направлять деятельность робких детей с помощью образцов орнаментов.

(После того, как дети выложили орнамент на бумаге, звучит русская народная музыка и дети наклеивают фигуры на контуры.)

В процессе работы воспитатель следит за последовательностью наклеивания фигур на контур. Особое внимание уделяет технике работы с клеем, кистью, салфетками. Большое внимание уделяется индивидуально дифференцированному подходу: направлять деятельность отстающих детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте устроим выставку и посмотрим, что у нас получилось. Посмотрите ребята, мы с вами научились составлять узор на костюме. Как у вас красиво получилось. Паша, а что было трудно для тебя? (Вырезать ножницами фигуры.)Алена, а что было для тебя легко ?(Играть) Молодцы все справились.

Воспитатель: Ребята, а на ярмарке была еще одна традиция, угощать всех сладостями. Вот и я вам приготовила. Подходите угощайтесь.

Воспитатель раздает угощения.


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо за интересное занятие!