Креативное развитие дошкольников посредством игр

Жук  Наталья Александровна
В современном обществе проблема развития творческих способностей личности является одной из самых актуальных. Особую значимость она приобретает в связи с тем, что самыми востребованными характеристиками личности в современном мире являются творческое развитие и саморазвитие, способность к принятию творческого решения, умения преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее наиболее эффективной. В современной психолого-педагогической науке взгляды многих исследователей обращены к проблемам развития творческих способностей (В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарева и др.) Авторы определяют понятие «творчество» как «деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее». Для творческой деятельности характерны следующие особенности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение проблемы в знакомой ситуации; выделение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый; альтернативное мышление; построение принципиально нового способа решения в отличии от других известных способов. Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью мы понимаем способность ребенка сравнивать свой и чужой опыт, выдвигать из него новые решения, умение видеть проблему там, где другим все кажется понятно, выдвигать большое количество нестандартных идей. Дошкольный возраст является наиболее продуктивным для развития творческих способностей. В этом возрасте дети особенно любознательны, они хотят познавать окружающий их мир. Поэтому развивая у детей любознательность, расширяя их кругозор, обогащая новыми теоретическими и практическими знаниями и умениями, мы способствуем расширению их детского опыта. Мышление детей в этом возрасте более открытое, независимое от стереотипов, которыми наполнено мышление взрослых. Это качество нужно развивать. Творческое развитие тесно связано с развитием воображения. Оно делает жизнь ребенка более захватывающей, эмоциональной, красочной. Поэтому развивать креативность в детях нужно в тесной взаимосвязи с развитием воображения и фантазии. Творческий потенциал есть в каждом ребенке и задача воспитателя всесторонне его развивать. Наиболее результативно в этой работе использовать игры, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Ребенок более эффективно познает окружающий мир, его закономерности, если ему предоставлять информацию в игровой форме. В игре ярко выражаются особенности мышления, воображения, его активность и эмоциональность. Развитие творческих способностей осуществляется в процессе игр и упражнений, направленных на решение проблемных ситуаций и развитие креативного мышления. Проблемная ситуация – это постановка нестандартной задачи, которая требует теоретического поиска ее решения и практического эксперимента, доказательства, что задача решена правильно. Она вызывает в ребенке необходимость ставить цель, искать способы ее решения, анализировать результат и в дальнейшем использовать эти знания в повседневной жизни. Работа с проблемной ситуацией происходит поэтапно: 1. Появление или постановка проблемной ситуации 2. Выявление и четкое определение сущности проблемы 3. Поиск путей решения проблемы 4. Доказательство, что решение проблемы целесообразно и верно и проверка ее правильности Существует очень много игр с использованием проблемных ситуаций. Их основной целью является развитие в детях умение придумывать новые интересные идеи решения проблемы и отбор наиболее полезных из них. Магазин идей Ход игры: участники: «Продавец» и «Покупатели». «Покупатели» приходят в магазин и задают «Продавцу» проблемную ситуацию, которую он разгадывает и предлагает пути решения. Например: В крыше образовалась дыра. Чем и как лучше ее починить? Иголка и нитка Ход игры: двум детям (иголке и нитке) остальные ребята придумывают проблему, а они не обговаривая ее между собой вместе ищут решение. Например: Во что поставить цветы, если в группе нет вазы? Зонтик Дети стоят в кругу, ведущий в центре. Ведущий задает проблему, а остальные дети обговаривают ее решение. Например: - Ой! - Что с тобой? (Постановка проблемы: Незнайка на воздушном шаре потерпел крушение и оказался на необитаемом острове. Как ему выбраться оттуда или дать о себе знать спасателям). Сказочный гость Ход игры: В группу приходит сказочный герой (переодетый воспитатель) со своей проблемой и просит помощи у детей. Например: пришел белый медведь. Ему жарко в наших краях. Чем ему помочь? Применяя игры с использованием проблемных ситуаций необходимо стараться, чтобы дети чувствовали потребность в получении новых знаний, неожиданных сведений об окружающем мире. В работе по развитию креативности у дошкольником целесообразно использовать такие упражнения как «Что, если бы.» - Что если бы люди летали как птицы? - Что если бы мы могли путешествовать во времени? - Что если бы цветы умели ходить? - Что если бы герои сказок жили среди нас? Для развития творческих способностей эффективно использовать игры на развитие воображения и фантазии. Кляксы Дети фантазируют, на что похожи предметы вокруг: облака, лужи, тени и др. Кляксы можно создавать самостоятельно. Ковер самолет Дети представляют, что в группе есть волшебный ковер самолет и придумывают, в какую сказочную страну полетят и что могут там увидеть. Ладошки Ребята обводят свои ладошки красками, фломастерами или карандашами и фантазируют на что похожи полечившиеся рисунки (птица, цветок и др). Придумай Дети создают образы, узоры из подручного и природного материала. Живые предметы Дети представляют, что какой либо предмет из их окружения ожил и представляют и рассказывают, что бы он делал. Придумай название Дети просматривают репродукции картин известных художников и придумывают свое название картинам. Что ты видишь Ребятам даются рисунки с изображением различных фигур – основ рисунков и предлагается дорисовать к ним то, что они считают нужным. Раскрасить их и придумать название. Цветик – семицветик Дети представляют, что у них в руках волшебный «Цветик – семицветик» и фантазируют, в кого они хотят превратиться или куда отправиться., что бы они там делали, кого видели. Рассуждалки. Предложить детям придумать, что было бы если бы они например прокатились на радуге или побывали в подводном царстве? Какие ощущения они бы испытали? Очень увлекательные упражнения по развитию креативности придумал Дж. Гилфорд: 1. Найти как можно больше самых различных, оригинальных применений хорошо известному предмету. Например: газете, мелу, кирпичу и т.д. 2. Изобразить какой либо предмет при помощи геометрических фигур. Игры, развивающие творческую деятельность укрепляют положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от полученных успехов, стимулирует нравственное и социальное развитие ребенка, то есть способствует благоприятному развитию личности. Литература 1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии. М., 2005. 2. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., 2004. 3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Спб: Питер, 2009. 4. Котова Е. В. Кузнецова С. В. Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников/Методическое пособие «Сфера», 2010. 5. Кунакова А. И. Персональный сайт. (Электронный ресурс)/ Режим доступа:http://kunakova.ru/igravobrazovanii/funkcii.php 6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- 3е изд., доп._ М.: Просвещение, 1991. 7. Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997.
 

Комментарии

Ребезова Юлия Анатольевна

Какая интересная статья! Спасибо за полезную информацию. Обязательно воспользуюсь данными играми в своей практике!

Канюкова Светлана Валерьевна

Как здорово, что в образовании есть такие креативные, заинтересованные люди! Успехов Вам в работе! Статья очень полезная, спасибо!!

Межова Светлана Леонидовна

Наталья, Вы развиваете у своих воспитанников креативность? Есть уже какие-то результаты? Как прослеживаете?