«Где прячется звук?» (по принципам Карла Орфа)

Мещерякова Светлана Петровна

Композитор Карл Орф жил в Австралии в городе Зальцбурге. Там же был создан институт, позже названный именем Орфа. Всю свою жизнь Карл Орф работал с детьми и главную задачу видел в том, что бы пробудить в человеке человеческое, чтобы его система была понятна и доступна. Музыка неразрывна связана с речью и движением. Ведь чередовать речь и пение для детей так же естественно, как и играть. Детская Элементарная музыка стала основной  «Шульверка». Элементарное - это простое, доступное каждому. «Шульверк » - это пяти томная анотология музыки для детей впервые изданная 40 лет назад. Она собрана и обработана Орфом для пения, танцев с аккомпанементом инструментов. Для наглядности представляю схему, где очевидно это в основе всех музыкальных упражнений лежат речевые упражнения т.е. речевой слух, следовательно, который развивает творческое самовыражение, которое на самую высокую степень ставит Орф. Я пользовалась методическими рекомендациями Тютюнниковой Татьяны Эдуардовны, которая печатала в дошкольное воспитание занятия по методике К. Орфа из ее работы «Из чего родилась музыка».  Переходя в класс «Мастерская», мы поговорим о «Звучащих жестах», но в начале поговорим о природных инструментах – это наши рук, ноги с помощью которых мы можем топать, хлопать, щелкать. Все это вы сегодня наблюдали на занятии, можно хлопать друг друга по коленям, плечам, сидя по кругу, стоя парами. Например, Американская игра «Ву-де-ли-а-ча» - американский мальчик. Все это сочетается с показом и словом называется звучащими жестами. Орф предлагает нам небольшой набор детских инструментов и назвал его Орфовский набор, где основу составляет ксилофоны, металлофоны, шумовые инструменты.

 

 

 

 

 

Тема: «Где прячется звук?» (по принципам Карла Орфа)

Цель: Развивать музыкальные способности у детей во взаомосвязи музыки движений, речи по методике К. Орфа.

Задачи:

1.     Развивать у детей художественно-эстетический и музыкальный вкус:

а) при слушании классической музыки;

в) совместном исполнении музыкальных пьес на шумовых инструментах из набора К. Орфа.

2. Дать понятие о звуке и его свойствах.

3.Продолжать работу по воспитанию интонационного и звукочастотного слуха по воспитанию чувства ритма.

4. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь во время беседы и декларации стихов, речевых игр.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты, инструменты из набора К.Орфа, набор бутылок с водой по звуковысотному звучанию, «Азбука» по музыке и творчеству.

Музыкальный репертуар:

1.     «Скрипичный ключ» - З. Роот

2.     Веселые нотки – З. Роот

3.     «Белая береза» - З. Роот

4.     «Волшебный свет Рождества» - З. Роот

5.     «Музыка и дети» муз. Чичкова

6.     «Клоуны» муз. Д. Б. Кабаневского

7.     Распевки, речевые игры (из анатологии Карла Орфа)

Под музыку И. С. Баха дети вместе с музыкальным руководителем входят в зал, останавливаясь в шахматном порядке, лицом к гостям, распевая трехзвучие.

Муз.рук.: Сегодня на занятии мы прикоснемся к удивительному миру звуков и лишь только приоткроем окно в мир музыки. Ведь понять и оценить прекрасное дано далеко не каждому, но мы будем учиться этому на ваших занятиях. А по какому учебнику учатся читать первоклассники?

Дети: по букварю.

Муз.рук.: А нашим помощником на занятии  будет «Азбука по музыке и творчеству». (муз.рук. демонстрирует детям книгу)

Муз.рук.:  Азбука означает только начало нашего пути. Мне бы хотелось, чтобы вы были спокойны и уверенны в себе и не боялись ошибиться или высказать свое мнение. Признайтесь, Вам хотелось бы придумать что-нибудь необычное, интересное, проявить себя?

Муз.рук.: Вы согласны отправиться со мной в удивительный мир фантазий и приключений? И наших гостей мы приглашаем на наше занятие.

Исполняется распевка:

Муз.рук.: С нами в путь вы поспешите, что нас ждет узнай, познай, слушай.

Дети: Наш урок узнай, познай, слушай.

Муз.рук.: Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Где прячется звук?». Я хочу рассказать о том, чего нельзя взять в руки, к чему нельзя прикоснуться, как к фортепиано или к вазе, и что тем не менее присутсвует по всюду – это звук.

Муз.рук.: А вокруг нас живут звуки?

Дети: (ответы)

Муз.рук.: Докажите.

Дети: (показывают, где слышат звуки).

Муз.рук.: А как вы думаете, где прячется звук?

Дети: в магнитофоне.

Муз.рук.: Проверим (звуки)

Дети: В инструментах (проверим).

Муз.рук. Правильно! Таким образом, звуки окружают нас повсюду и вы мне это сейчас доказали. Но мало найти звук, надо постараться как можно больше о нем узнать. Поэтому мы будем исследовать звук. Пусть нам в этом поможет песенка.

 Исполняется песня «Скрипичный ключ» муз. З.Роот

Муз.рук.: Ну, что же, юные исследователи, смотрите, у меня для Вас приготовлен сюрприз:

Шаловливые сосульки

Сели на карниз,

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Посмотрели, чем заняться,

Стали каплями кидаться:

Динь – дон, динь – дон,

И от куда слышен звон? (Убирают сосульки, бутылка с водкой, выясняют, где звук – выше, ниже).

Муз.рук.: А если мы сыграем звуки по-порядку.

Если звуки встали вряд…

Дети: …Получилось звукоряд!

Муз.рук.: А наши дети знают песню о веселых нотках.

Исполняется «Песенка о нотках» - З.Роот. (солист, проигрыш играет оркестр).

Муз.рук.: С помощью нашего опыта мы доказали, что звук может быть какой?

Дети: «Высокий - низкий».

Муз.рук.: А какой звук может быть еще?

Дети: «Громкий - тихий»

Муз.рук.: А как музыканты обозначают громко  « »; тихо «р».

Муз.рук.: Путешествуя со мной по страницам  «Азбуки», мы обязательно встречаем что-то необычное.

Воспитатель:  Посмотрите, здесь прекрасный ангел, он зажег сегодня для всех гостей                                                                                                                                                                   свечу, и поведал всем, что наступило 7 января, прекрасный праздник Рождества. А вы знаете стихи о Рождестве?

От свечей мы тепло сохраним

И в ладони друг другу дадим.

Мы желаем всем гостям, чтобы чудесный свет Рождества хранил вас, и пусть будет в душах у Вас тепло и радостно. Мы встанем в полукруг, возьмемся за руки, ощутим тепло наших сердец и тепло наших рук и подарим Вам песню о Рождестве.

Муз. рук.: А помогут нам в этом инструменты «Поющие ветра» и колокольчик.

Исполняется песня «Волшебный свет Рождества» муз З.Роот.

Муз. рук.:  Вот чудесная музыка помогла нам очутиться в зимнем лесу.  Но здесь нас ждут звуки окружающего мира. Давайте пофантазируем, что же можно услышать  в этом лесу? (Ответы детей).

Фонограмма скрипа хрустящего снега, завывание ветра

  - Давайте попробуем поиграть в эхо, например с красавицами березками. Получится игра «Эхо-эхо отзовись, чисто петь научись»

Слушай - не зевай.

Все за мной повторяй.

- Эхо  - это тоже свойство звука, которое умеет отражаться (веселое, грустное, восторженное).

Ребенок: -

Ах, зимушка хрустальная,

Прекрасна, величава,

Напевы тихим звоном

Ты лесу напевала,

А девочке – березке,

Ну чудо из чудес

Надела сарафанчик,

Как белый одуванчик,

Но только из снежинок

Прозрачных, тонких льдинок.

Пускай в кругу закружится

Наш зимний хоровод,

А девонька – березонька

Для всех сейчас споет.

Песня «Березонька». (Мальчики – подыгрывают вступление; девочки – с мишурой танцуют).

Муз.рук.: Итак, какие свойства звуков мы открыли?

1.     Высокий – низкий.

2.     Громкий – тихий.

3.     Свойство отражаться.

Муз.рук.: Ну что ж, пора и поиграть и в этом нам поможет опять звук.

Речевые игры.

Муз.рук.: Мы с вами попали на студию звукозаписи, вот вы только что играли в речевые игры и вас записали, в этом нам помог опять звук. А теперь, чтобы все звуки зазвучали слаженно и стройно, нам что сделать?

Дети: Все звуки подружились, сыграть в оркестре.

Муз.рук.: Но прежде, чем мы будем играть, я хочу напомнить Вам о композиторе Карле Орфе, который придумал инструменты, веселые ксилофоны и металлофоны, звонкие бутылочки и треугольнички. (Показывает портрет Карла Орфа и его оркестра, институт в городе Зальцбурге).

Исполняется муз. произведение Кабалевского «Клоуны» (определяя характер).

Муз. рук.: Наше занятие подходит к концу. Мы успешно справились с первой страницей нашей «Азбуки по музыке и творчеству», но терпение и желанию запомнить новое может творить чудеса, ведь когда музыка и дети вместе, ничего прекрасней нет на свете!

«Музыка и дети» - муз. Чичкова.

Сюрприз: «Музыкальная шкатулка»