Презентация опыта работы «Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста» .

Бринева Ирма Александровна

«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

                                                                           

 

 

                                  

                                     Воспитатель

                                             Бринева Ирма Александровна

                                            МБДОУ№8 «Светлячок»

                                           С. Панфилово

 Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, колыбельные и т. д. – Это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и,  понимает его красоту, лаконичность, приобщение к культуре своего народа. Д.С.Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, - единые представления о красоте. Здесь нет разочарований. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как браней, защищало народное искусство от  безвкусицы». Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало раннее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он, помимо воспитательной функции несет еще и речевую. Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков. Обращение к фольклору как  к средству развития речи способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому для себя лично,  я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту.  Вывод: «Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. В этом я увидела актуальность своей темы.  

Многофункциональность фольклора стала для нас опорой в решении речевых проблем детей нашей группы. Во вторую младшую группу к нам поступили дети с характерными для детей трех лет речевыми проблемами, малым объемом словаря, многочисленными дефектами звукопроизношения. В связи с этим стали задумываться, можно ли научить детей 3х лет хорошо овладеть родным языком, развитием речи? Почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился?  Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не  эффективно для развития моторики. Одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью  пульта. Проанализировав свою работу с детьми, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные  методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться.  Поэтому поставила  перед собой цель:  развивать речь детей, используя устное народное творчество и, определила для себя тему по самообразованию – « Устное народное творчество, как средство развития речи детей», поставив перед собой задачи:

- развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;

- способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного  народного творчества;

- научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

-играя развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Для решения поставленных задач разработала перспективный план, обогатила  предметно – развивающую среду, продолжила подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок и т. д. Подобрала книжки по устному народному творчеству. Организовала  в группе уголок ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок; место для игр, (коробочки с палочками, бусами, пуговицами, бумагой, прищепками, шнурками), кроватка качалка для пения колыбельных песен.

Начала заинтересовывать родителей, провела родительское собрание на тему: «Фольклор в жизни ребенка», подготовила консультации, оформила папку-передвижку. Привлекла родителей к праздникам, разучиванию песен, стихов, частушек. Предложила родителям составить свой сборник колыбельных песен, которые они поют своим детям. Дети лучше засыпают под мамину колыбельную. Раздала памятки с упражнениями для развития  мелкой моторики.

Нас, педагогов, да и родителей,  волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры. Что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:

- большой палец отвечает за голову;

- указательный  – за желудок;

- средний – за печень;

-безымянный – за почки;

- мизинец – за сердце.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

  «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» -  Дж. Бруно.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Поэтому  нужно  систематически заниматься с детьми, сопровождая речь движениями, играя, разучивая:

- пальчиковые игры со стихами и скороговорками;

- частушки – топотушки;

- потешки – прихлопушки;

- игры – хороводы;

- колыбельные – убаюкивание кукол.

 

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми  родного языка, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А так же намного легче и с большим удовольствием усваивает все навыки самообслуживания и гигиены.

Результатом моей работы является положительные эмоции, веселое, доброе настроение моих детей, которое помогает легче пройти период привыкания, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение,  мышление. Дает возможность радостно и содержательно прожить период детства, побегать попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.