Семинар - практикум «Активизация речевой деятельности посредством артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик»

Морозова Анна Викторовна

Семинар - практикум

 

 

 

«Активизация речевой деятельности посредством артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик»

 

 

 

 

Старший воспитатель

А.В.Морозова

 

 

 

Цель:

-повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

-формирование знаний по применению артикуляционной и дыхательной и пальчиковой гимнастики на практике;

-совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

 

Участники: воспитатели.

 

План семинара – практикума:

1.      Введение. Актуальность вопроса.

2.      Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики. Мастер – класс.

3.      Роль дыхания в речевом развитии. Требования к проведению. Мастер – класс.

4.      Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии. Мастер-класс.

5.      Рекомендации по организации и оснащению речевого уголка.

6.      Творческое занятие «Осенняя гимнастика».

7.      Итог семинара «Осеннее настроение».

 

Материалы:

1.      Консультация логопеда «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя».

2.      Буклеты для воспитателя «Артикуляционная и дыхательная гимнастика».

3.      Выставка методической литературы, и логопедических пособий (игры и упражнения) по теме. (альбомы, картотеки, картинный материал, игры)

4.      Материал к практическому заданию (цв. картон и бумага, ручки и фломастеры, ножницы, стиплер, клей, белые листы, )

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Активизация речевой деятельности посредством артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик»

Старший воспитатель

А.В.Морозова

Цель:

-повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

-формирование знаний по применению артикуляционной и дыхательной и пальчиковой гимнастики на практике;

-совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Участники: воспитатели.

План семинара – практикума:

  1. Введение. Актуальность вопроса.
  2. Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики. Мастер – класс.
  3. Роль дыхания в речевом развитии. Требования к проведению. Мастер – класс.
  4. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии. Мастер-класс.
  5. Рекомендации по организации и оснащению речевого уголка.
  6. Творческое занятие «Осенняя гимнастика».
  7. Итог семинара «Осеннее настроение».

Материалы:

  1. Консультация логопеда «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя».
  2. Буклеты для воспитателя «Артикуляционная и дыхательная гимнастика».
  3. Выставка методической литературы, и логопедических пособий (игры и упражнения) по теме. (альбомы, картотеки, картинный материал, игры)
  4. Материал к практическому заданию (цв. картон и бумага, ручки и фломастеры, ножницы, стиплер, клей, белые листы, )

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

  • речевой слух,
  • речевое внимание,
  • речевое дыхание,
  • голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитателями стали широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. Это показали результаты анкетирования воспитателей. Воспитатели назвали используемые упражнения, указали, что дети с ними знакомы, могут выполнить их по названию, по картинке, по образцу. Но и указали трудности, с которыми они встречаются.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Артикуляционная гимнастика.

Вопрос к воспитателям: Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?

- это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,

2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упраж. – специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упраж. на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняется упражнения, помогалочки – шпатели, ложка, шарики)

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например : как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.

  1. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

В своей работе использую пособия:

Во время автоматизации звуков использую артикуляционную раскраску, разработанну Матыкиной И. А., логопедом д/с из Владимира – «Нескучные артинкуляционные упражнения», где вместе с отрабатыванием необходимых движений дети развивают мелкую моторику, внимание, мышление… А также «артикуляционную гимнастику. Тру-ля-ля», «гимнастика со смешариками», пособие Е. С. Аищенковой «арт. гимнастика для развития речи дошкольников»., пособие Т. А. Куликовской «арт. гимн. В стихах, и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой.


Мною разработаны и используются в работе различные дидактические игры и упражнения:

«Лягушка и журавль» на дифференциацию, умение чередовать движения оаа (улыбка – трубочка, широкий – узкий язык…)

«звукоподражание .кто как кричит?» - на развитие основных движений оаа и закрепление произношения звуков раннего онтогенеза.

«Логопедические ходилки - бродилки», где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.

На занятиях мы собираем цветы, букеты цветов, на лепестках которых также нарисованы символы упр. Аналогично, выполняется упраж. «Отгадываем загадки», «Собираем снеговика (гусеницу, паровозик, украшаем елку, веточку, собираем урожай овощей или фруктов в корзинку…)» - каждый комплекс можно составить в зависимости от лексической темы.

В упраж. «1,2,3 – что спяталось, посмотри» - дети переворачивают картинки ии выполняют упраж. на карточке.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Вопросы.

Дыхательная гимнастика.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,

- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,

- восстановлению носового дыхания при его нарушении.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:

  • Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
  • Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,
  • Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
  • Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
  • Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
  • Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
  • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.
  • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
  • Все упражнения выполнять в игровой форме.
  • Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.

Дыхательные упражнения делятся на :

на упр., вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),

игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),

игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),

упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос),

упражнения с проговариванием звуков.

Упражнения на развитие дыхания также можно объединять в комплексы, и использовать как весь комплекс или только его часть.

Мной собран большой материал по дыхательной гимнастике, многие игры и упражнения использую в своей работе.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, развивающих продолжительный, равномерный выдох у детей, формирующие сильную воздушную струю через рот.

Все упр. имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.

«воздушный мобиль» на каждое время года;

«кто спрятался?» (подснегом прячется медведь, под палочками – муравей, под перышками – птичка);

«гонки» (на машинах, кораблях, самолетах);

«задуй свечку»;

«угостим мишку шишками»;

«соберем яйца»;

«здравствуй, солнце»;

«буль-бульки» в стакане с водой;

«морское дно», «лети, бабочка!».

Можно использовать предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки….

Вопросы.

Гимнастику вы все используете ежедневно, во время утренней гимнастики, занятий, перечисляли используемые упражнения, и засомневались, может ли гимнастика навредить. Оказывается, может, если ее выполнять неправильно, не следуя методическим рекомендациям. Поэтому эти рекомендации должны быть у каждого воспитателя и прежде чем использовать их в работе, необходимо их изучить.

Сейчас я предлагаю выполнить творческую работу.

Мы разобьемся на 3 группы: воспитатели мл., ср., ст. дошкольный возраст. Ваша задача: составить комплекс артикуляционной гимнастики с упражнением на развитие речевого дыхания на лексическую тему «Осень». В вашем распоряжении: задачи на каждый возраст и материал для изготовления игры на развитие дыхания. Далее продемонстрировать этот комплекс. Можно использовать картотеки.

Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос работы в д/с – речевое развитие детей дошкольного возраста,

одну из главных задач: воспитание звуковой культуры речи – развитие подвижности оаа и речевого дыхания, в целом являющиеся основой правильного звукопроизношения.

Оставлять их без внимания нельзя, необходимо ежедневно включать в свой план работы.

В заключение нашего семинара предлагаю вам его оценить.

Создадим вместе панно «Настроение». На зеленых оранжевых листочках напишите ваши отзывы, предложения ,замечания по семинару.

Используя разноцветных бабочек, дайте вашу оценку семинару:

Красная бабочка – семинар понравился,

Желтая бабочка – семинар не очень понравился,

Голубая бабочка – семинар не понравился.

Благодарю за внимание!