Логопедические упражнения для малышей и советы родителям

Пономаренко Светлана Сергеевна

Упражнения для самых маленьких, которые могут выполнить родители дома с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

Логопедические упражнения для малышей и советы родителям.

Составила: учитель-логопед Моисеева С.С

                                                                     2017

     Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. 
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

      Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

      Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

     Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

      Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

      Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

    Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.  Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек  ценен  и индивидуален.

Комплекс №1.

Язычком наш котик

Моет лапки, ротик.

(имитируем движения языком, когда кот лижет лапы и умывает рот, следите, чтобы ребенок именно имитировал их, а не по-настоящему облизывал руки)

 Суп он ест не за столом

 Суп лакает языком.

 (Наклоняем слегка голову вниз и показываем, как кот лакает из миски)

Я как котик не умею,

Но об том не жалею.

 ( Разводим руки в стороны и покачиваем головой в отрицательном жесте)  

  Мой язык умеет ловко,

Вверх и вниз качаться,

 (Открывает рот круглым окошечком, опускаем высунутый язычок вниз, к подбородку, затем к верхней губе. Упражнение выполняем несколько раз. Подбадривайте ребенка, похвалите язычок, попросите покачать его еще раз, потом еще).

 Острый носик показать

На крыльце валяться.  

( высунуть язык из приоткрытого рта, побуждайте кроху, чтобы кончик язычка был острым, а потом положите расслабленный язычок на нижнюю губу)

Может зубки посчитать

Раз, два, три, четыре, пять!

  ( рот открыт широким окошечком, провести языком по нижним, затем по верхним зубам)

 На лошадке быстро мчится

«Цок, цок, цок!» — стучат копыца

(цокаем языком присасывая его кверху)

 А когда он утомиться

За забором спать ложиться.

 ( спрятать язычок за зубами, улыбнуться широко и показать сомкнутые зубки-«забор»)

Комплекс №  2

1.«Болтунишка язычок»

 Где твой болтушка язычок?

 Ну-ка покажи его дружок!

(слегка приоткрыть губы, высунуть вперед острый язычок)

 Пусть он на крылечке посидит,

(положить расслабленный язык на нижнюю губу)

Пусть по сторонам он поглядит.

 (губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)

Кто там распевает в вышине?

Любопытно стало язычку и мне.

 Тянемся высоко-высоко…

Но не разглядели никого.      

     (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу)

 2.Что-то под ногами прошуршало

 Посмотрели вниз – нет, убежала

Это, верно, серенькая мышка,

Не успели разглядеть малышку.

 (опустить язычок как можно дальше вниз)

3. Ну, а это важный кот шагает,

Влево – вправо хвостиком виляет.

 Мы с тобой подразнимся немножко

 Язычок вильнет, как хвостик кошки.

 (губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)

4.Вечер. В небе звезды загораются

Носик-язычок вверх поднимается,

Чтобы любоваться звезд мерцанием

Что ж, спокойной ночи, до свидания.

 (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу, а потом убрать в рот и крепко сжать губы.)


 

Комментарии

Хороший и полезный материал для родителей. Воспитателям тоже можно взять на заметку и использовать как информацию для родителей, а какие-то упражнения выполнять в группе.

Пономаренко Светлана Сергеевна

Спасибо!Всегда рада помочь коллегам и родителям.