Программа «Во имя здоровья» физкультурно-оздоровительного клуба «Здоровячок»

Глущенко Валентина Васильевна

Пояснительная записка.

 

            Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20—25% ослабленных детей, то сейчас число физиологически незрелых новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз.

            Причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений, так как у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети.
            Сравнительный анализ выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 10 лет. Количество детей-дошкольников с хронической патологией увеличилось в два раза (с 11,8 до 21,3—26,9%), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 56% (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН). В настоящее время 50% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
            За последние 30 лет численность практически здоровых школьников (I и II групп здоровья) снизилась в первых классах с 61 до 46%. За время обучения в начальной школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4—5 раз. Среди отстающих детей 8 5—90% не успевают не из-за лени или недоразвитости, а  вследствие плохого состояния здоровья.
По статистике, каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком.

            Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на много- факторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.  

В своей педагогической практике я всегда внимательно отношусь к здоровью своих воспитанников, понимая, что именно оно выступает мерой качества жизни. Здоровье детей является одним из показателей, определяющих успешное обучение. Вот почему так важно учить ребёнка сохранять своё здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собой и миром. В проведении закаливающих мероприятий важное значение уделяю самомассажу по методу ДУ - ИН, массажу пальцев рук, ортопедической гимнастике стоп.

Программа «Во имя здоровья» рассчитана на все возрастные группы детского образовательного учреждения.

Цель, которой - развитие желания заботиться не только о своем организме, но и комфорте окружающих.

Ее основными задачами являются:

·        создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма;

·        формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка для оздоровления своего организма;

·        развитие физических и нравственно-волевых качеств личности;

·        формирование доступных первоначальных представлений и знаний об организме человека, влиянии физических закаливающих процедур, личной гигиены на укрепление здоровья;

·        воспитание положительного отношения к закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены;

·        воспитание потребности в здоровом образе жизни, в оздоровительных методах самомассажа частей лица и тела, точечного массажа, ортопедической и корригирующей гимнастики;

·        обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Ожидаемые результаты:

1.Усвоение необходимости ведения здорового образа жизни (ЗОЖ).

2. Овладение приемами проведения упражнений ортопедической и корригирующей гимнастики.

3.Овладение приемами проведения самомассажа и точечного массажа.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекомендации:

Самомассаж необходимо делать чистыми руками, поэтому необходимо мыть руки перед занятием или пользоваться влажными салфетками.

Одежда должна быть облегченной: маечки (футболки), шорты.

Обувь: чешки или носочки.

I. -Массаж пальцев рук:

растирать верхнюю и нижнюю, а затем боковые стороны пальца, начиная c мизинца, слегка надавливая.

- Что дает регулярный массаж:

- мизинец – стимулирует работу сердца;

- безымянный палец – нормализует функцию печени;

- средний палец – нормализует функцию кишечника;

- указательный палец – нормализует функцию желудка;

- большой палец – повышает функциональную деятельность коры головного мозга, тонизирует весь организм.

- В работе с детьми рекомендуется применять потешку: «Пальчик – мальчик, где, ты, был?»

II. Самомассаж по методу ДУ – ИН (восточная медицина). - Презентация Слайд № 1

- массаж ладоней, лица, ушей, шеи, верхней части груди.

- Что дает этот массаж:

- улучшает кровообращение;

- повышает мышечный тонус;

- способствует созданию благоприятного микроклимата;

- воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Приемы самомассажа:

1.«Разогреем ладошки»:

Соединить ладони обеих рук и движением ладоней в прямом направлении растирать их до приятного состояния.

2. «Паровозики»:

Растирать лоб и подбородок (одновременно) ладонями в прямом направлении встречными движениями.

3.«Разотрем щеки»:

Растирать щеки круговыми движениями ладоней в течение 10-15 сек.

4. «Разотрем уши»:

Растирать уши прямым направлением ладоней вверх-вниз.

5. «Разогреем шею»:

Растирать шею прямым направлением ладоней (попеременно правой и левой рукой).

6. «Погреем грудь ладошкой»:

Растирать грудь круговыми движениями ладоней (попеременно правой и левой рукой).

7. «Спрячем глазки»:

Тёплыми ладонями прикрыть закрытые глаза и думать о хорошем (О маме, солнышке) до 10-15 сек.

8. «Возьмемся за руки»

Взяться за руки всем, образовать круг, передать друг другу тепло, доброту, радость.

III. –Точечный массаж по методу А.А.Уманской. Презентация Слайд № 2

Оборудование: Зеркало, рисунок – схема (на каждого участника).

- Что дает этот массаж:

- развивает способности самозащиты организма к заболеваниям ОРЗ, гриппа, повышает сопротивляемость ангинам, бронхитам, гайморитам;

- закрепляет знания детей о названии частей своего тела, умение свободно ориентироваться на нем;

- воспитывает желание заботиться не только о своем организме, но и комфорте окружающих.

- Рассмотрите рисунок – схему:

1. Зона 1 расположена на грудине, зона 2 — у яремной выемки.

Массировать их надо по очереди кончиками указательного или среднего пальца, слегка нажимая на зону и делая вращательные движения сначала по, а затем против часовой стрелки: 2—4 секунды в каждую сторону. Постепенно силу надавливания надо увеличивать.

2. Зоны 3 и 4 массируют немного иначе:

надо делать растирающие движения пальцами сверху вниз от задней к передней поверхности шеи. Разминать эти участки 1—2 минуты. Если в какой-нибудь точке вы почувствовали болезненность — это сигнал о неблагополучии в организме. У здорового человека при нажатиях точки не болят.

3. Зона 5 связана со спинномозговыми нервами.

4.Зоны 6, 7, 8 находятся в местах выхода окончаний тройничного нерва.

Массировать аккуратно, не переусердствовать.

5. Зона 9 находится в развилке между большим и указательным пальцами, она является общетонизирующей.

Рекомендации: В период заболевания делать этот точечный массаж нужно как можно чаще — через 30 - 40 минут, и болезнь отступит или будет проходить в более легкой форме.

IV. –Ортопедическая гимнастика. Презентация Слайд№ 3

- Что дает ортопедическая гимнастика:

- подвижность суставов;

- эластичность мышц;

- профилактика плоскостопия.

Разминка для стоп (необходимо снять обувь).

Упражнения. (И.П. сидя на стуле, необходимо снять обувь).

1. Перекаты с пятки на носок и обратно.

2. Поставить ногу на внешнюю, затем на внутреннюю сторону стопы.

3. Вытянуть ноги вперед, слегка приподнять их от пола: круговые движения стоп.

4. Поставить ноги на пятки: сильно-сильно поджать пальцы и расслабить.

V. – Корригирующая гимнастика. Приложение № 4

Оборудование: сшитая дорожка с различными наполнителями, массажная дорожка с наклеенными пробками, резиновый массажный коврик, дорожка со следками.

- Что она дает:

- массирует все точки, расположенные на подошве, которые стимулируют работу всех внутренних органов;

- способствует развитию равновесия.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Ходьба босиком – тоже своеобразные сеансы точечного массажа. Подошвы ног – одна из самых мощных рефлексогенных зон, поэтому ходьба босиком тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии.   Вместо массажа ног можно порекомендовать катание ногами деревянной скалки. Такой массаж дает возможность обработать все точки на стопе, в том числе и болевые.

VI. - Корейский массаж СУ ДЖОК.

Рекомендуется для занятий с педагогами, родителями воспитанников. Презентация Слайд № 5,6

- СУ ДЖОК (акупунктура) разработана корейским врачом профессором Пак Чжэ Ву (Рагк тае \Уоо). Су — кисть, Джок — стопа. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах, представленные ниже, - это пульты дистанционного управления, созданные для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья. Кисти и стопы подобны телу по строению.

- Главные достоинства Су Джок терапии:

1.Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут.

2. Абсолютная безопасность применения. Стимуляция точек соответствия приводит к  излечению. Неправильное применение никогда не наносит вред человеку — оно просто неэффективно.

3. Универсальность метода. С помощью Су Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав.

4. Доступность метода для каждого человека. В Су Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.

5. Простота применения.

6. Сокращает сроки лечения (амбулаторного, стационарного) в среднем в 1,5-2 раза, по некоторым нозологическим формам до 5 раз, в тех случаях, когда сроки лечения не сокращаются, позволяет эффективно влиять на тип и характер заболевания.

7. Применяется как самостоятельный вид лечения и в комплексе с другими. В сочетании с фармакологическим лечением резко увеличивает эффективность последнего.

Рисунки – схемы по методике СУ ДЖОК. Приложение № 5

 

Перспективный план работы по физкультурно-спортивной направленности (клуб «Здоровячок»).

 

Месяцы

Цель

Содержание деятельности по группам

 

 

Разновозрастная №3

Разновозрастная №4

Разновозрастная №6

Сентябрь (каждый вторник месяца)

Ознакомление с приемами самомассажа пальцев рук.

Самомассаж пальцев кистей рук.

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж пальцев кистей рук

Октябрь (каждый вторник месяца)

Закрепление приемов владения самомассажа пальцев рук, ознакомление с приемами самомассажа по методу ДУ-ИН,

Развитие координации движений

Самомассаж пальцев кистей рук

 

Ходьба по корригирующим дорожкам

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Ходьба по корригирующим дорожкам

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Ходьба по корригирующим дорожкам

Ноябрь  (каждый вторник месяца)

Закрепление приемов владения самомассажа пальцев рук, ознакомление с приемами самомассажа по методу ДУ-ИН, точечным массажем,

развитие координации движений

Самомассаж пальцев кистей рук

 

Ходьба по корригирующим дорожкам

 

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

 

Ходьба по корригирующим дорожкам

Самомассаж пальцев кистей рук

Точечный массаж по методу А.А. Уманской

 

Ходьба по корригирующим дорожкам

Декабрь (каждый вторник месяца)

Закрепление приемов владения самомассажа пальцев рук, ознакомление с приемами самомассажа по методу ДУ-ИН,

Развитие координации движений

Самомассаж пальцев кистей рук

 

 

Ходьба по корригирующим дорожкам

 

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

 

Ходьба по  корригирующим дорожкам

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Точечный массаж по методу А.А. Уманской

Ходьба по корригир. Дорожкам

 

 

Январь  (каждый вторник месяца)

Закрепление приемов владения самомассажа пальцев рук, ознакомление с приемами самомассажа по методу ДУ-ИН,

Развитие координации движений

Самомассаж пальцев кистей рук

Ходьба по корригирующим дорожкам

 

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

 

Ходьба по  корригирующим дорожкам

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Точечный массаж по методу А.А. Уманской

Ходьба по корригир. дорожкам

Февраль (каждый вторник месяца)

Закрепление приемов владения самомассажа пальцев рук, ознакомление с приемами самомассажа по методу ДУ-ИН, развитие координац. движений

Самомассаж пальцев кистей рук

Ходьба по корригирующим дорожкам

 

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Ходьба по  корригирующим дорожкам

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Точечный массаж по методу А.А. Уманской

Ходьба по корригир. дорожкам

Март           (каждый вторник месяца)

Закрепление приемов владения самомассажа пальцев рук, ознакомление с приемами самомассажа по методу ДУ-ИН,

Развитие координации движений,

знакомство с упражнениями ортопедической гимнастики

Самомассаж пальцев кистей рук

Ходьба по корригирующим дорожкам

Упражнения ортопедической гимнастики

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Ходьба по  корригирующим дорожкам

Упражнения ортопедической гимнастики

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Точечный массаж по методу А.А. Уманской

Ходьба по корригир. дорожкам

Упражнения ортопедической гимнастики

Апрель  (каждый вторник месяца)

Закрепление знакомых приемов владения самомассажа, точечного массажа,  развитие координации движений,

Воздушные ванны, упражнениями ортопедич. гимнастики

Самомассаж пальцев кистей рук

Ходьба по корригирующим дорожкам

Упражнения ортопедической гимнастики

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Ходьба по  кор.дорожкам

Упражнения ортопедич. гимнастики

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Ходьба по корригир. Дорожкам

Упражнения ортопедич. Гимнастики

Воздушные ванны

 

Май           (каждый вторник месяца)

Закрепление знакомых приемов владения самомассажа,правила безопасности и меры предосторожности при ходьбе босиком

Самомассаж пальцев кистей рук

Упражнения ортопедической гимнастики                          Ходьба босиком по земле, траве

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Упражнения ортопедич. гимнастики

Ходьба босиком по земле, траве

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Упражнения ортопедич. гимнастики

Воздушные ванны

Ходьба босиком по земле, траве

Июнь      (каждый вторник месяца)

Закрепление знакомых приемов владения самомассажа, правила безопасности и меры предосторожности при ходьбе босиком, пребывании на солнце

Самомассаж пальцев кистей рук

Упражнения ортопедической гимнастики                  Ходьба босиком по земле,  траве

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Упражнения ортопедич. гимнастики

Ходьба босиком по земле, траве

 

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Упражнения ортопедич. гимнастики

Воздушные ванны

Ходьба босиком по земле, траве

Июль     (каждый вторник месяца)

Закрепление знакомых приемов владения самомассажа, правила безопасности и меры предосторожности при ходьбе босиком, пребывании на солнце

Самомассаж пальцев кистей рук

Упражнения ортопедической гимнастики                       Ходьба босиком по земле, траве

 

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Упражнения ортопедич. гимнастики

Ходьба босиком по земле, траве

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Упражнения ортопедич. гимнастики

Воздушные ванны

Ходьба босиком по земле, траве

Август (каждый вторник месяца)

Закрепление знакомых приемов владения самомассажа, правила безопасности и меры предосторожности при ходьбе босиком, пребывании на солнце

Самомассаж пальцев кистей рук

Упражнения ортопедической гимнастики                       Ходьба босиком по земле, траве

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Упражнения ортопедич. гимнастики

Ходьба босиком по земле, траве

 

Самомассаж пальцев кистей рук

Самомассаж по методу ДУ-ИН

Упражнения ортопедич. гимнастики

Воздушные ванны

 

Ходьба босиком по земле, траве

 

 

ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.

            В основе знаний которые дети получают занятиях, лежат представления об организме человека и его отдельных органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и развитие человека. В основы знаний также входят вопросы здорового образа жизни и его влияния на состояние здоровья, начальные знания в области медицины и гигиены.  Благодаря этому дети смогут:
—  знать основы  здорового образа жизни;
—  сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления;
—  получить представления о действии некоторых профилактических процедур;
—  активно участвовать в разных видах занятий по физической культуре, самостоятельно организовывать игры, подчиняя свои желания общим требованиям и правилам;
—  самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, владеть навыками   самообслуживания;
— осуществлять контроль  за своим самочувствием и т.д.

Задачи диагностики

валеологической культуры детей дошкольного возраста

 

1. Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его.
В связи с этим были выделены

4 направления диагностики представлений детей о здоровье:
            • здоровый человек;
            • организм человека;
            • безопасное поведение человека;
            • человек и другие люди.
З. Изучить особенности валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:

Ø                 задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

Ø                 задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

Ø                  задачи оказания элементарной медицинской, психологической          самопомощи и помощи.

4. Изучить особенности личностно-социального развития ребенка в связи с валеологической культурой.
 

Наличие такой диагностики позволит педагогу :

ü              спроектировать здоровьесберегающий индивидуальный образовательный маршрут ребенка;

ü             спроектировать валеологически разумный педагогический процесс (учитывающий особенности *развития ребенка, содействующий укреплению и сохранению здоровья воспитанника);

ü             организовать медико-валеологическое  психолого-педагогическое сопровождение дошкольника в условиях целостного педагогического процесса;

ü             оперативно корректировать педагогический процесс, направленный на решение задач целостного воспитания и развития                                    ребенка в детском саду.
        Таким образом, диагностика валеологической культуры дошкольников позволит воспитателям, специалистам и родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный здоровьесберегающий педагогический процесс в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку быть здоровым и максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться в разных видах детской деятельности и общении.

 

 

Диагностика

отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни

Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.
Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения».
Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.
1. Здоровый человек — это...
2. Мое здоровье
З. Иногда я болею, потому что....
4. Когда я болею, мне помогают...,
5. Когда у человека что-то болит, то он....
б. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что....
7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе
8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется....
9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал....
10. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то.,..
11. Когда мои друзья болеют, то я....
12.Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю....
Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.
Результаты оформляются в таблицу, согласно критериев; проявляется — З балла, не проявляется — 1 балл проявляется избирательно —2 балла.
 

Опросник по разделу «Здоровый человек»


Цель: - изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации
здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.
Вопросы для собеседования:
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
2. Как, по-твоему, быть здоровым — это хорошо или плохо? Почему?
З. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?
4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?
5. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?
6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?
7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?
8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?

9. Делаешь ля ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?
10.Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?
11. Знаешь ля ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит, как ты думаешь?

 

«Человеческий организм»


Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме.
Вопросы для собеседования:
1. Скажи, пожалуйста,  знаешь ли ты, из чего состоит твое тело? (задание для ребенка с использованием дидактической игры «Собери человека»; предлагается дошкольнику из отдельных составляющих частей тела человека собрать целостную фигур; по ходу игры можно задавать дополнительные вопросы: что ты сейчас делаешь? Как называется эта часть человеческого тела? для чего она нужна человеку? и др.).
2. Расскажи, что у тебя спрятано под кожей?
З. А как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?
4. Зачем человеку мышцы?
5. Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?
б. Зачем организму человека нужна кровь?
7. Если бы ты перестал дышать, то чтобы с тобой произошло?
8. Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот?
9. А где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?
10.Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, чем человек отличается от животного?
11 .А что есть общего у человека, животного, растения? (можно использовать наглядность).
12.А как ты думаешь, все люди устроены одинаково или каждый по-разному?
 

Уровни знаний детей

Высокий: ребенок владеет валеологическим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически по всем направлениям дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя валеологическую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологичесих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления в общем носят целостный характер.
Средний: ребенок отчасти владеет валеологическим содержанием беседы, какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы по всем направлениям ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о валеологической избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.
Низкий: ребенок слабо владеет валеологическим содержанием, какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решения проблемных ситуаций, но чаще активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка, разрозненность валеологических представлений. У ребенка не оформлена валеологическая компетентность, он не подготовлен к решению конкретных валеологических задач.

 

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

 

            Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с  семьей, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.
            Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.
Совместная работа с семьей по данному вопросу должна строиться на следующих основных положениях:
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами  физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
В соответствии с этим система работы с семьей должна предусматривать ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка него психомоторного развития с индивидуальным планом его оздоровления;
— целенаправленную санпросветработу,  пропагандирующую  общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания,  закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
— ознакомление родителей с содержанием  физкультурно-оздоровительной работы  в образовательном учреждении и  в семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики,  фитотерапии и  обучение родителей разнообразным техникам общения с
детьми.

            Формы работы с родителями разнообразны: факультативы, семейные клубы, фото-выставки, передвижные библиотеки и консультации,  совместное проведение занятий и спортивных праздников ( «Папа, мама, я – спортивная семья») и прочее.

Список используемой литературы:

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.

3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.

4. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

6. Сонькина В.Д., Безруких М.М. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. -М., 2002.

7. Смирнова Н.К. Педагогика и психология здоровья. - М.: АПКиПРО, 2003.

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

9. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.

10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.

11. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.

12. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt681 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com