«Бережное отношение к детскому голосу»

Махоркина Дарья Валерьевна

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.

Перед музыкальным руководителем дошкольного учреждения стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками, – и для слушания, и для разучивания.

И что бы не навредить детскому, еще неокрепшему голосу, в работе нужно учитывать возрастные особенности слуха и голоса детей. Начнем с детей 3—4 лет. У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3—4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми — си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.

Возрастные особенности слуха и голоса детей 4—5 лет уже иные. На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре — си), дыхание стало более организованным, хотя всё еще довольно поверхностное.

Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе с взрослым; начинают петь согласованно с музыкальным сопровождением и без него (при моей голосовой поддержке).

В средней группе для определения высоты звуков я ввожу металлофон, чтобы дети самостоятельно могли проигрывать эти звуки.

В работе над чистотой интонации большое внимание я уделяю распеванию, т. е. включаю певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Для того чтобы эти упражнения были полезными, оказали наибольшее воздействие, надо добиваться от детей выразительного, эмоционального исполнения естественным, легким звуком.

В старшей группе я продолжаю работать над развитием ладового восприятия. Для большей активности детей часто применяю прием «пение по цепочке», т. е. первую фразу пою сама, а затем ребята поют по одному, каждый свой вариант. Или же такое задание: начинаю петь знакомую песню и предлагаю закончить ее, слежу, чтобы это было в той же тональности. Иногда провожу это же задание в форме музыкальной загадки, предлагаю кому-нибудь из детей начать петь любую выученную ранее песню, а сама заканчиваю ее в той же или в совсем другой тональности. Спрашиваю ребят, верно ли спела. Этот прием развивает в детях музыкальный слух.

В летний период в ДОУ большое внимание уделяется индивидуальным занятиям по вокалу, что очень важно для творческой самореализации и раскрытия творческого потенциала ребенка. Так как все внимание педагога направленно на отдельного ученика, что благоприятно сказывается на развитии его вокальных навыков.