Эссе «Работаю по ФГОС»

Митрофанова Татьяна Владимировна

Эссе «Работаю по ФГОС»

     Сегодня в условиях активной модернизации системы образования в нашей стране внимание уделяется не только школам, но и дошкольному образованию. Так, с 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус предусматривает разработку Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

     Авторы, которые трудились над разработкой ФГОС, указывают на то, что стандарт дошкольного образования – это, прежде всего стандарт «поддержки разнообразия детства». Данный документ основывается на самоценности дошкольного детства и создаёт нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка, формирования направления его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В Стандарте очень чётко звучит принцип возрастной «сообразности». Стандарт определяет совершенно новые ориентиры. Александр Григорьевич Асмолов акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку».

     Если до введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать перед школой компетентную, креативную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. После дошкольной жизни у каждого ребенка (в том числе детей с ограниченными возможностями) должна появиться мотивация (желание) к обучению в школе.

     И воспитатель - как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остается центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной (креативной) личности дошкольника. Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т.е. изменяется подход к программе, условиям и результатам преподавания. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим.

     В нашем детском саду уже ведется работа по введению стандартов в образовательный процесс. Когда я начала работать по новым стандартам, инновационные преобразования казались мне большим снежным комом, но постепенно, благодаря созданию в детском саду единой системы управления инновационной деятельностью; использованию активных методов обучения педагогов (мастер-классы, педагогические проекты, презентации и др.) и т.д. - ФГОС постепенно входит в мою повседневную образовательную жизнь. Чтобы умело подойти к реализации стандарта второго поколения, обеспечить качественное образование, мне, приходиться ломать свои устоявшиеся стереотипы, учиться работать по-новому, перестраивать свою работу под те требования, которые предъявляет время. Мне нужно создать такие условия, чтобы дети сами учились добывать знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Обучение более не рассматривается как простая трансляция знаний от воспитателя к воспитанникам, ценится сотрудничество – совместная работа дети, д/с и родители. Вот поэтому одним из условий успешности образовательного процесса является включении семьи в образовательное пространство. Родителям предоставляется право включаться и участвовать в жизни детского коллектива, вносить свои предложения, принимать решения. О работе детского сада родители могут узнать на сайте.

     В связи с введением ФГОС ДО пришло множество инноваций: методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка. Особое место занимает исследовательская деятельность. Исследовать, открыть, изучить-значит сделать шаг в непознанное и неизведанное. Дети по природе своей - исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Но и успех исследования зависит от самой организации деятельности. Поэтому в своей работе я стараюсь заинтересовать ребёнка, ввести его в мир неизведанного и получить свои знания путём открытия нового. В своей работе я использую проблемно-поисковую деятельность, что даёт ребёнку возможность организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Внедрение инновационных технологий открывает значительное возможности расширения образовательных рамок. Я согласна с тем, что технология проблемного обучения является эффективной при работе ФГОС. Выполняя проекты, дети осваивают методы творческой деятельности, приобретают умение и навыки практической работы.

     В условиях модернизации пополняется материально-техническая база. Разрабатываю новые занятия, внедряю в свою работу новое планирование, провожу апробацию непосредственно образовательной деятельности. Одним из самых важных условий внедрения стандартов в дошкольном учреждении является правильная организация ППРС. Но не всегда радужно и безмятежно обстоят дела в продвижении ФГОС. В связи с недостатком материальных средств, оставляет желать лучшего организация ППРС в ДО. Передо мной возникли некоторые трудности по оснащению ППРС: недостаточная комплектация, нет современного, полифункционального, легко трансформируемого оборудования, обеспечивающего вариативность, доступность использования. Такой аспект, как переполненность возрастных групп, к сожалению, также затрудняет введение и реализацию инновационных идей и принципов, активных методов и процессов. Педагог не имеет возможности в полной мере взаимодействовать с детьми, увидеть и почувствовать каждого воспитанника.

     Я полагаю, что дальнейшее взаимодействие всех звеньев системы дошкольного образования, овладение педагогами инновационной педагогической деятельностью и вовлечение родителей в педагогический процесс приведет к обновлению и улучшению качества образовательного процесса, к развитию творческих и познавательных способностей у дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования. Воспитатель, который влюблён в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать современным требованиям ФГОС. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования.