Опыт работы по теме "Формирование нравственных качеств дошкольников при ознакомлении с историей и достопримечательностями родного города"

Агапова Татьяна Викторовна

Где бы ни жил человек, родной город остается для него городом детства.  А город  детства – это не только географическое  и историко-культурное понятие, это – глубоко личная часть биографии человека. Дух города постигается позже, чем его душа, порой приоткрытая только для маленького ребенка. Но благодаря этому у ребенка закладывается то, что знаменитый психолог Эрик Эриксон называл «базисным доверием к миру».

Тула – старинный город России, город - герой, со своей историей и достопримечательностями, знаменитыми людьми.

 

Моя малая Родина. У каждого человека она своя. Но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у детей дошкольного возраста нравственных  качеств и, прежде всего, чувства любви к своей малой родине. Представления о Родине у детей начинается с картинки, слышимой музыки, окружающей его природы, знакомой улицы. Год от года оно расширяется, обогащается. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают познавательный интерес.

История Тульского края сложна и многообразна; она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая детей знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.

Выделяя все лучшее и передовое в историческом прошлом края, использование этих знаний при анализе сегодняшних реалий, богатейший материал по истории нашего края собранные краеведами, археологами, писателями позволяют прославить становление Тульского края.

Тула – город-герой, родина великого писателя Л. Н. Толстого. Тула славится своими самоварами, пряниками, оружием, гармонями, известными людьми.

Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, я решила передать детям.

Всем хорошо известно, что родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся – решила передать детям.

И  целью моей работы служит  формирование нравственных качеств личности детей дошкольного возраста при ознакомлении с историей и достопримечательностями родного города.

Для достижения этой цели определила следующие задачи:

- сформировать у детей чувство любви и гордости к малой родине на основе изучения истории, достопримечательностей, природы родного края

- создать развивающую предметно-пространственную среду

- ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления краеведческой работы: географическое, историческое, литературное, художественное, так как анализ теоретических источников, рекомендаций показал, что наиболее эффективным будет сочетание краеведческой работы с нравственно-патриотическим, эстетическим, экологическим, трудовым воспитанием.

Начиная работу по данной теме, изучила природные, культурные, социальные особенности Тульского края.

С 2007 года я вплотную подошла к вопросу  ознакомления детей с родным городом. Знакомство детей с родным городом – важная задача для детского сада, потому что детское учреждение находится на окраине города, дети редко выходят за пределы Северо-Восточного микрорайона. Поэтому ознакомление с городом затруднено.

Условия детского учреждения не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни и здесь на помощь мне пришли родители.  С родителями проводила 5 минутки, беседы, анкетирование. В анкетах предложены вопросы:

- знают ли родители, в честь кого названа их улица

- какие достопримечательные места в городе они знают

- откуда пошло название города, историю его возникновения

- посещают ли вместе с детьми выставки, музеи, праздники

- нужна ли помощь воспитателя по формированию у детей знаний о родном городе

- какую помощь могли бы оказать дошкольному учреждению в организации развивающей среды

По результатам анкетирования  и бесед с родителями, я сделала вывод о том, что они нуждаются в помощи педагога.

Проводя наблюдения, беседы с детьми, я сделала вывод, что необходимо формировать у детей интерес к своей малой родине. Свою работу планировать начала таким образом, чтобы дети получили краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, достопримечательностях Тулы, промышленности, видах транспорта, городских зданиях, учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Планирование работы по ознакомлению дошкольников с историей и достопримечательностями родного города разработано для разных возрастных групп (смотри приложение).

Работая с детьми, испытывала некоторые трудности. Дети 3-4 лет приходили из дома, плохо говорили, не знали своего домашнего адреса, имели малый словарный запас. Детям младшей группы трудно представить себе, что такое город. Так как занятия по знакомству младших дошкольников с родным городом не проводят, всю работу проводила вне занятий. Начала знакомство с близлежащих улиц, домов.  С младшими дошкольниками  наблюдения проходили  непосредственно на территории детского учреждения.  Вместе мы рассматривали объекты природы, дома, обращали  внимание на то, что домов много, они расположены на улицах, улицы длинные, у каждой свое название, у каждого дома и квартиры вой номер, поэтому люди легко находят  свои дома и квартиры. С детьми мы говорили об удобствах в тех домах, где живут дети, запоминали названия улиц, проводили целевые наблюдения.

В течение года в книжном уголке меняю иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, которые дети знают, где большинство уже побывали с родителями. После праздников всегда беседую с детьми, обращаю внимание на украшенный город. Еще  детей  младшего дошкольного возраста знакомлю с трудом сотрудников детского сада, медсестры, повара, дворника, подчеркивала их заботу о детях; шофера. Я пользуюсь основным  методом ознакомления с трудом взрослых – наблюдения. За трудом шофера и дворника наблюдаем во время прогулки. Все знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх и при чтении художественной литературы. Главная моя задача состоит в том, чтобы вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь: вытирать ноги после прогулки, чтобы порадовать повара; не сорить на участке, чтобы дворнику было легче убирать его; все съедать за обедом, чтобы порадовать родителей и повара. Младших дошкольников знакомлю  с некоторыми видами транспорта, кто им управляет.

Отбор соответствующего материала из литературы по данной теме, позволил сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Для младших дошкольников условно  я выделила следующие разделы по изучению родного города (диаграмма 1):

- город и его жители

- улицы города

- домашний адрес

- знания о разных видах домов

- городской транспорт

- знания о достопримечательностях

- знания о профессиях

- традиции туляков.

 

Диаграмма 1

Разделы  по ознакомлению младших дошкольников с историей и достопримечательностями  родного города

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Диаграмма 1

Разделы  по ознакомлению младших дошкольников с историей и достопримечательностями  родного города

 

image

 

 

 

Знакомя детей старшего дошкольного возраста с историей и достопримечательностями родного города,  условно я выделила следующие разделы для ознакомления (диаграмма 2):

- краеведческие сведения о родном городе, районе

- история возникновения города

- сведения о достопримечательностях города, района

- знания о промышленности

- знания о видах транспорта

- знания о городских зданиях, учреждениях

- знания о трудовой деятельности людей

- знания о знаменитых земляках.

В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между этими разделами.

 

                                                                                               Диаграмма 2

Разделы  по ознакомлению младших дошкольников с историей и достопримечательностями  родного города

 

image

Циклограмма  планирования образовательной работы: совместная деятельность взрослого и детей  с учетом интеграции образовательных областей (образовательная деятельность в режимных моментах – групповая, подгрупповая, индивидуальная; организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей) представлена в диаграмме 3.

 

                                                                                                    Диаграмма 3

              Циклограмма  планирования образовательной работы

 

image

При ознакомлении  дошкольников с родным городом, я использую разные методы и приемы:

-  наглядные методы и приемы: показ  и рассматривание предметов; рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций с видами Тулы, домов, репродукции картин художника Поленова, современных тульских художников, картин времен года;  целевые прогулки, наблюдения за явлениями и объектами природы, трудом взрослых; просмотр видео, слайдов-презентаций , мультфильмов; использование кукольного теневого, настольного театра.

- словесные методы и приемы: разговор, беседа, рассказы воспитателя; чтение художественной литературы, фольклора; рассказывание стихов, поговорок, пословиц,  рассматривание картин, инсценировки.

- практические методы и приемы: упражнения, опыты, эксперименты, выполнение поручений, совместные действия педагога и ребенка.

- игровые методы и приемы: игровые обучающие ситуации, дидактические, подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые игры, загадки, упражнения-имитации, игры драматизации, инсценировки.

 

В своей работе использую разные виды детской деятельности и формы работы с детьми:

- игровая деятельность (игры с правилами, сюжетно-ролевые  игры, игры с сюжетными игрушками, дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, народные, хороводные  игры, игровые упражнения)

- коммуникативная деятельность (беседа, ситуативный разговор, речевые ситуации, составление и отгадывание загадок, сюжетны игры, игры с правилами,  викторины, заучивание пословиц, поговорок, стихов, диалог, монолог, свободное общение )

- познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения, экспериментирование, коллекционирование, путешествие во времени, по карте, беседа, экскурсии, решение проблемных ситуаций, ребусы, кроссворды, просмотр презентаций, дидактические упражнения)

- восприятие художественной литературы (чтение произведений Л. Н. Толстого, А. А. Логунова, И. Ф. Панькина, Игоря Золотова, обсуждение, беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, презентаций, слушание, разучивание, драматизация)

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (дежурство, поручения, наблюдения, знакомство с профессиями)

- изобразительная деятельность (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, рассматривание репродукций, иллюстраций)

- конструирование (мастерская  по изготовлению продуктов детского творчества, использование разного материала, конструкторы, модули, бумагу, природный т и бросовый материал; просмотр презентаций)

- музыкальная деятельность (слушание, исполнение, импровизация, игра на музыкальных инструментах, театрализация, хороводные игры)

- двигательная деятельность (подвижные игры, игровые упражнения, соревнования, народные игры, малоподвижные игры).

 

Для каждой возрастной группы разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

С целью ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом, его историей, достопримечательностями, в нашей группе «Туляки» создан мини-музей «Тула – наш родной город». В нашем мини- музее есть фотографии старинных предметов, наборы открыток «Тула – город-герой», «Тульские самовары», старинный и современные самовары, коллекция тульских пряников, филимоновских игрушек, карта тульского края, брошюры о достопримечательностях, знаменитых земляках, тульская однорядная гармонь и т.д.

Важная особенность нашего мини-музея – участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини- музее не только можно, но и нужно. Дети могут брать экспонаты в руки, рассматривать, играть.

Детям старшего возраста очень нравится быть экскурсоводами. Они с помощью воспитателя проводят экскурсии по музею для родителей и детей.  Такая работа помогает решить следующие задачи:

-         Выявление творческих способностей детей

-         Расширение представлений о содержании музейной культуры

-         Развитие навыков восприятия музейного языка

-         Создание условий для творческого общения и сотрудничества

 

Мини-музей стал интерактивным, близким и понятным каждому ребенку. Это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Для ознакомления детей с творчеством Толстого, в уголке книги есть портрет Л. Н. Толстого и коллекция книг писателя.

Для повышения уровня знаний детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы я включаю совместные с родителями мероприятия краеведческого характера. Мы побывали в Тульском Кремле, музее самоваров, гуляли по Кремлевскому саду, побывали на Площади Победы, гуляли по Площади Ленина, улицам города, приняли участие в конкурсе  стихотворений о тульском прянике, проводимом тульской кондитерской фабрикой Ясная Поляна в связи с открытием в тульском Кремле торговых рядов. С большим удовольствием дети вместе с родителями посетили «Музей древностей», «Зооэкзотариум», музей Крылова.

 

Вместе с детьми работаем с книгами краеведческой направленности, которые есть у нас в уголке природы. Эти книги помогают пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края. Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогли нетрадиционные формы работы. Это выставки поделок из природного материала, участие в  природоохранных акциях («Кормушка для пичужки», «Каждому уголку природы порядок и чистоту»). Вся эта работа не только учит чуткости, доброте, отзывчивости, но и служит сплочению детей, развивает их активность и творческие способности.

В уголке экспериментирования у нас есть коллекция камней и много другого природного материала (крылатки клена остролистного, американского, желуди, шишки, гербарий, семена подсолнечника, и т. д.)

Результаты мониторинга показали, что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе. Усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающих.

Совместная работа с детьми нашла отклик со стороны родителей. Родители активно принимали участие в акциях природоведческого и краеведческого характера, вместе с детьми обобщили и уточнили свои знания. Кроме того, данная работа имеет еще один положительный результат: между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

 

Сравнительный  анализ  результатов мониторингов (2013 – 2017; средний высокий уровень на конец года)  по опыту работы «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников при ознакомлении с историей и достопримечательностями родного города» представлен в диаграмме №4

 

                                                                                                       Диаграмма 4

               Сравнительный анализ результатов мониторингов

 

image

 

 

 

Таким образом, результаты диагностики показали, что в результате планомерной  и систематической работы у воспитанников значительно повысился уровень знаний о родном городе, его истории и достопримечательностях; значительно повысилась познавательная активность детей и  уровень развития у детей таких качеств как наблюдательность, внимательность, уважение к окружающим местам и предметам, труду взрослых. Анализ работы позволяет сделать вывод: данное планирование  и работа с детьми способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о семье, родном городе, крае, в котором они живут.