Игра, как ведущая деятельность дошкольников

Ларюшкина Оксана Ивановна

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом– обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому.

 Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

 

Вопросам происхождения игры и ее содержания уделял много внимания Г.В. Плеханов. Он считал: «Игра – дитя труда, который предшествует ей во времени», и возникает она в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе.

 

В истории педагогической науки игра признавалась как средство воспитания. И в настоящее время она расценивается как форма организации жизни ребенка.

В создании теории игры особенно велика роль Н.К. Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. Игра для дошкольников становится способом познания окружающего. Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Н.К. Крупская выдвинула принципиально новое положение об игре. Она рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: «Игра – это способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив».

А.С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».

 

Таким образом, игровая деятельность детей выступает как исторически сложившееся средство познания и воспитания.

По числу участников предметные игры делятся на индивидуальные и групповые. М. Паттерн выделяет три вида индивидуальных игр детей раннего возраста: игра-наблюдение (ребенок наблюдает, как играют другие), игра в одиночестве (ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми) и параллельная игра (ребенок играет один, но в непосредственной близости от других детей).

Кроме того, выделяют связанную игру (ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется; здесь происходит только обмен игрушками) и совместную игру (дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели – построить домик из кубиков или из песка и т. п.).

В совместной игре дети учатся элементам общения, согласовыванию своих действий с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи.

 

Игра с правилами. Это вид парной или групповой игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников.

Подвижные игры. Подвижные игры важны прежде всего для физического развития детей и в качестве активного отдыха для борьбы с гипокинезией (недостатком двигательной активности школьников в период учебного года).

 

Потребность в двигательной активности является врожденной. В каждом ребенке заложена природой неуемная потребность движения. Для детей бегать наперегонки, скакать на одной ноге, потолкаться – так же естественно и необходимо, как дышать. Недаром в одной задорной ребячьей песенке поется: «А у меня есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель».

Компьютерные игры детей. В последние годы среди детей все больше распространяются увлечения компьютерными играми. Важность изучения влияния этих игр на детей становится все более актуальной в связи с увеличением и без того большого времени, связанного с сидячим образом жизни школьников. Кроме того, компьютерные игры часто имеют агрессивное содержание. В оценке их влияния на психику детей исследователи разделись на две группы. Одни исследователи полагают, что это влияние положительное и опираются при этом на учение о катарсисе (очищении), другие исходят из отрицательного влияния жестоких игр на психику детей, указывают на «феномен послеигровой жестокости», проявляющийся в возникновении острых конфликтных ситуаций и даже насильственных преступлений. Отмечается, что ребенок, находящийся длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир, начинает чувствовать себя более уязвимым.

Выделяют также досуговые игры и игры педагогические.

В досуговые дети играют по собственному побуждению, вторые применяются педагогом для решения конкретных учебно-воспитательных задач.

Педагогические игры можно дифференцировать в зависимости от педагогической направленности.

Если игры организуются в процессе обучения – это дидактические игры.

Если игровая модель разрабатывается педагогом для решения конкретных воспитательных задач – это творческие педагогические игры, в которых дети, исполняя ту или иную роль, проявляют активность, деловитость, организаторские способности, становятся решительнее, требовательнее к себе и другим. Главный же воспитательный механизм ролевой позиции заключается в том, что в ней содержится наилучшая возможность для перевода внешних требований педагога во внутренние потребности самого подростка.

Исследования показали, что игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

«Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении».

Само название – дидактическая игра – говорит о том, что она имеет своей целью умственное развитие детей и, следовательно, может рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.

Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил дают возможность воспитателю более планомерно использовать дидактические игры для умственного воспитания.

Дидактическая игра используется для обучения и разностороннего развития ребенка. Она делает педагогический процесс более легким и интересным, поскольку любая задача, поставленная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Как средство воспитания и обучения дидактическая игра развивает разнообразные способности ребенка, формирует его как личность, способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте.

 

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены ее содержанием, игровым замыслом.

Благодаря правилам игры (именно правила определяют характер и способ действий) воспитатель управляет поведением детей, строит их взаимоотношения в игре, организует и руководит воспитательно-образовательным процессом. Это правила:

а)  действовать по очереди;

б)  отвечать, когда спрашивают;

в)  слушать товарища;

г)  не мешать другим в игре;

д)  выполнять правила;

е) честно признаваться в ошибке и т.д.

Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной.

Дидактическая игра имеет определенный результат (финал игры). Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.

Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но игра не может быть отождествлена с упражнением, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия. Многие дидактические игры не вносят ничего нового в занятия детей, но они учат их применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят дошкольников к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

В дидактической игре ребенок имеет возможность реализовать свои потребности и интересы – это одно из важных средств развития дошкольника. Приобщение детей к дидактической игре начинается с привития интереса к игре при ознакомлении его с окружающим через познание предметного мира, все усложняющимся с возрастом ребенка.

А.И.Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

-       игры-путешествия;

-       игры-поручения.

-       игры-предположения («Что было бы?..»).

-       игры-загадки.

-       игры-беседы (игры-диалоги).

 Игра в целом, и познавательная, и дидактическая игра в особенности обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. 

Дидактическая игра как форма обучения – содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Дидактическая игра является эффективным средством развития познавательного интереса у старших дошкольников; что приобщение детей к познавательному процессу при помощи дидактических игр оказывает благотворное влияние на развитие личности в целом и побуждает желание познать новое.

 

 

 

Комментарии

Межова Светлана Леонидовна

Оксана Ивановна, несомненно тема игры очень актуальна в дошкольном детстве. А какой возраст сейчас у ваших воспитанников и соответственно какие игры Вы используете с ними больше? Есть ли у Вас самой предпочтение какого-либо вида игры для развития или социализации дошкольников?

Ребезова Юлия Анатольевна

Спасибо за интересную статью!Оксана Ивановна, расскажите о ваших любимых играх. Наверняка же есть игры, которые вы чаще всего используете в работе с дошкольниками. Очень интересно с практической точки зрения.

Валикова Ирина Владимировна

Здравствуйте, Оксана Ивановна! Хорошо, что Вы еще раз вспоминаете детскую игру. А вот термин "педагогическая игра" раньше не встречался в моей практике, хотя интересная формулировка. Сразу становится понятно, кто здесь капитан... Капитан, в том смысле, что ведет детей к знаниям через обучение: правилам, нормам поведения. И обогащает детский кругозор.

Тихонова Варвара Сергеевна

Очень интересная и всегда актуальная тема. Я на своих занятиях с детьми только и играю.