Основные аспекты в выборе музыкального материала, соответствующие задачам духовно - нравственного воспитания

 

Запромётова Любовь Алексеевна,

Музыкальный руководитель,

БДОУ «Детский сад № 319» г. Омск

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников через непосредственно образовательную деятельность музыкально-эстетического направления.

Музыкальное образование в России претерпело ряд значительных перемен. С одной стороны, заметен значительный успех в области профессионального мастерства педагога, т.к. у каждого человека появился информационный доступ к сети интернет, где можно найти много интересной информации, посмотреть её, изучить опыт других педагогов и повысить свой интеллектуальный уровень образования, однако, нередко мы забываем о том, что педагог является лишь посредником в образовании молодого поколения и очень важно на этом этапе сформировать у детей представление о богатстве и разнообразии нашего мира, о внутренней красоте  души человека и нравственных качествах личности каждого из нас, ведь без них человек обезличивается и теряет «себя»! Конечно, воспитание детей осуществляется на примерах образов из жизни, с которыми ребёнок сталкивается в реальности, а также видит примеры образов в кино, в мультфильмах, а затем через чтение художественной литературы (сказок, рассказов), слушание музыкальных произведений, разучивание текстов песен, стихов и т.п.

На каких же «Образах» сейчас воспитывается ребёнок? Чем интересуется в жизни и какую музыку слушает юный человек? 

Музыкальное озвучивание детских мультфильмов и кино претерпело ряд изменений и вновь не в лучшую сторону. Слабый текст, простой сюжет, неграмотная речь, которая порой вызывает негодование, фальшивое звучание песен.  Ребёнок впечатлён яркими картинками и популярным «Образом», который не всегда является примером нравственной культуры человека.

 

 

Духовно-нравственное воспитание – это воспитание души человека, чувств и эмоций, отношения к окружающему миру, это воспитание культуры человека, в основу которой закладывается поведение (поступки и действия), а также отношение к людям, к растительной и живой природе, отношение к себе.

 Сухомлинский В. А. писал :«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности»

         Семья – это духовная ячейка общества, в которой воспитывается ребёнок, учится познавать мир, общаться с родителями, бабушками, дедушками, сёстрами и братьями, учиться жить!

Всё начинается с семьи, с традиций в семье, где папа и мама выступают главным примером духовно-нравственного воспитания. Только от родителей ребёнок учится общению в обществе, только от них первых, он приобретает представление о мире зла и добра, о чувствах любви и ненависти, вежливости и хамства, лени и трудолюбия. Окружение близких людей помогает маленькому человеку адаптироваться в социуме.

        Попадая в социальную среду детского сада, ребёнок учится общаться, познавать мир, проявлять и развивать свои таланты и способности. В данной случае, теперь от профессионализма педагога зависит дальнейшая образовательная музыкальная деятельность детей.

         Шилова Н. Е. в своей работе «Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств» пишет: «Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Будучи обращенной к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания

              Таким образом, рассмотрев окружающую среду ребёнка в семье и в дошкольном учреждении, появилась необходимость пересмотреть музыкальный репертуар программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Гербовой и Комаровой и отметить музыкальные произведения, соответствующие задачам духовно-нравственного воспитания. (см. таблицу

«Примеры музыкальных произведений по слушанию музыки и пению в детском саду на разных возрастных группах, соответствующие задачам духовно-нравственного воспитания»)

В непосредственно образовательной деятельности музыкально-эстетического направления, музыкальный репертуар применяется в нескольких видах деятельности (Восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах)

Программное музыкальное произведение в содержании должно иметь:

 - Доступный развёрнутый сюжет, музыкальные образы, (связь с жизнью)

- Познавательную функцию (Где? Зачем? Почему?),

- Воспитательные моменты (сравнение контрастных поступков, тем, героев),

А также музыкальный репертуар по разным видам деятельности должен отвечать требованиям образовательного стандарта:

1.Соответствие возрастному критерию.

2.Соответствие психологическим особенностям того или иного возраста.

3. Соответствие интеллектуальному развитию и интересам детей.

           Слушая музыкальное произведение, дети учатся делиться своими впечатлениями и эмоциями, сопереживать и сочувствовать, учатся размышлять о предложенных ситуациях в сюжетной линии произведения и проявлять свои чувства – доброту, любовь, милосердие. На мой взгляд, это проявление духовно –нравственного поведения во время слушания музыкальных произведений, а значит и решение многих задач духовно-нравственного воспитания

 

    29 ноября 2017 года в детском саду№ 319 был организован проект «Мамы есть у всех детишек и у кошек и у птичек», в котором принимали участие дети  младшего и среднего дошкольного возраста.

Данный проект был направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.

Цель:

1. Сформировать у детей представление о семье через примеры жизни птиц, животных и людей.

2. Привлечь внимание родителей и сплотить целостность отношений между родителями и детьми.

Задачи:

-Развивать отзывчивость, доброту и бережное отношение к близким людям, животным, птицам.

-Развивать исполнительские навыки дошкольников.

Во время проведения проекта, музыкальный  Запромётова Л.А. разработала три сценария, подобрала музыкальный репертуар, который очень плавно перекликался с содержанием сценария и подготовила совместно с группой воспитателей детей к празднику. Помимо разучивания песен, стихов и танцев, воспитатели БДОУ «Детского сада № 319 г. Омска ( Буделёвой Ю.П., Зоркиной М.Н., Колосёнок Т.Н., Липилиной О.Ю., Матецкой О.А., Москвиной Н.В., Ситниковой А.С., Франк Н.Б. и методистом Фризен Л.А.) проводили беседы с родителями и детьми, тематические занятия на тему «Мой дом», «Моя семья», «Моя мама лучше всех», а также организовали практическую творческую работу по изготовлению аппликаций к празднику «День Матери», которые по тематике были созвучны музыкальным мероприятиям: «Кошкин дом» (первая младшая группа), «Птичкин дом» (средняя группа), «Мамина радость» (младшая группа)

 

Таким образом, благодаря организованному проекту «Мамы есть у всех детишек и у кошек и у птичек», мы не только сформировали в детях представление о доброте, милосердии, любви и заботе к окружающему миру, но и сблизили сердца родителей и детей.

 

 

 

 

 

Примеры музыкальных произведений по слушанию музыки и пению в детском саду на разных возрастных группах, соответствующие задачам духовно-нравственного воспитания:

                                                Первая младшая группа

                Слушание музыки

                        Пение

 1. «Зайку бросила хозяйка»муз. Вихарёвой

 2. «Заболел наш петушок»муз. Витлина

 3. «Серенькая кошечка» муз. Александровой

1. «Маленькая птичка» муз. Попатенко

2. «Пирожки» муз. Филлипенко

3. «Маме в день восьмого марта» муз. Тиличеевой.

 Вторая младшая группа

               Слушание музыки

                     Пение

1. «Плакса, злюка, резвушка» муз. Кабалевского

1. «Есть у солнышко дружок» муз. Тиличеевой

2. «Киска» муз. Александровой

                                                  Средняя группа

                  Слушание музыки

                    Пение

1. Кошкин дом» (вокальное произведение) по сказке С.Я. Маршака

2. «Болезнь куклы» из детского альбома «П.И. Чайковского

 

1. Воробьиная песенка муз. Компанейца

2. Песенка о бабушке» (любая)

3. «Кто нас крепко любит?» муз. Арсеева