Главные вкладки

    О чем всегда забывают, когда говорят про готовность к школе.

    Саватнеева Татьяна Геннадиевна

    «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать  и считать.

    Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться»

    доктор психологических наук,

    Л.А. Венгер

    Заканчивается лето, многие дети готовятся к школе. Но все ли дети готовы к процессу обучения? И знают ли родители, с какими трудностями может столкнуться их ребенок? Об этом беседа с педагогом- психологом МБДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк Татьяной Геннадиевной Саватнеевой.

    - Татьяна Геннадиевна, менее чем через месяц новые первоклашки впервые переступят школьный порог. Какие проблемы у них могут возникнуть? A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?
    Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?
    Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2- 3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в гости идет вот в этом костюмчике.
    Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, можно и нужно знакомить детей с буквами, желательно- на подручных предметах, между делом, в игре и прогулке. Учиться читать по вывескам, как Маяковский. Но не требовать, чтобы к школе он сам читал толстые книги. Это всё придёт позже, в своё время.

    Чтобы  ребенок хотел учиться, ему очень важно почувствовать вкус к знаниям с одной стороны. И «напитаться» игрой до школы- с другой. А чаще всего пресловутая подготовка к школе происходит так: ребенка-дошкольника сажают за парту и «приучают к дисциплине, потому что потом ему легче будет». Не будет. Если он это делает в ущерб игре, общению со сверстниками и родителями. Ребенок еще не готов учиться, его главная задача- играть. Становясь в игре летчиком, поваром, пришельцем ребенок развивается гораздо мощнее, чем в любом кружке и любой «подготовке».

    И. Павлов в книге «Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе» дает нам такую формулу: 
     Желание учиться («хочу учиться»)+возможности («могу учиться»)
    = психологическая готовность к школе.

    Первую часть расшифровать довольно легко- ребенок хочет пойти в школу, чтобы узнавать новое- как работает автомобиль, когда жили динозавры, сколько весит планета Марс, сколько литров крови в человеке и т.д. А еще ребятам-дошкольникам очень хочется быть взрослыми. Ну, или как взрослые:

    Мне теперь не до игрушек - 
    Я учусь по букварю.
    Вот с возможностями придется разбираться подольше.
    - Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

    Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»
    Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?».  Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

    Я  твёрдо уверена, ребенок младше 6 лет и 6 месяцев скорее не готов к школе. Известный детский психолог, исследователь, академик РАО М.Безруких приводит такие данные:  среди 6-летних детей не готовых к школе- 51%;  6,5 летних – 32%, 7-летних - от 0до 13%.

    - На что следует обратить внимание родителям, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?
    Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении.

     Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут. Если бы мы захотели, чтобы 3 месячный малыш начал ходить, нас бы сочли за сумасшедших. Нам бы сказали «Вы что! Он же еще маленький! Он не может. Он еще не дорос». Хотя 10-месячные дети уже могут ходить. 
    Когда говорят о дошкольниках, это почему-то не так очевидно. Хотя у них все происходит так же. То, что будет с большим трудом даваться 6-летке, ребенку постарше будет выполнить легче, потому что его мозг попросту «дорос». Очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил Экклезиаст.

     - Тело ребенка готово к школе. Он физически развит по возрасту. Его тело может справляться с нагрузками. А нагрузка ему предстоит серьезная.
    Оказывается, даже 15-20 минут учебы вызывает сильное напряжение сердечно-сосудистой системы. Огромное испытание для детских организмов- необходимость сидеть неподвижно долгое время. И конечно, очень уязвимой становится нервная система.

    Поэтому ослабленные, часто болеющие дети, дети, отстающие в физическом развитии, оказываются на пороге школы в очень невыгодном положении. 

     - Ребенок умеет общаться, сотрудничать. Умеет попросить о помощи, решить спор, находит общий язык с детьми, умеет включиться в игру и т.д. 

     - Ребенок умеет управлять своим поведением. Именно неспособность первоклашек управлять собой вызывает отчаяние у учителей. Часто способные, умные детишки доводят их буквально до белого каления, потому что они были попросту неуправляемы. Учитель превращался в маму из мультика про обезьянок, помните? Ребята просто не подчиняются требованиям, и сладить с ними было невозможно. 

     - Хорошо управляет рукой. Это про ту самую мелкую моторику, которая у всех на слуху, но которая действительно очень важна для письма. Это была вторая по популярности проблема в младшей школе
    Писать маленькому школьнику с плохо развитой моторикой очень и очень тяжело. Например, мальчик, который блистал в математике, отлично справлялся с задачами, хорошо читал, но писать быстро возненавидел. Не прошло еще и месяца с начала учебы, а письмо уже было ему отвратительно настолько, что ему не хотелось идти в школу. Он стал часто жаловаться на боль в животе, просить маму оставить его дома. 

    Чтобы узнать, как развита моторика вашего ребенка, попробуйте выполнить с ним "Пробы моторной одаренности" Озерецкого.  (ПРИЛОЖЕНИЕ)

     - Ребенок умственно готов к школе. Этот пункт, наверное, самый изученный в теме готовности к школе. Про него обычно говорят первым, много и подробно.

     Хотя большинство первоклассников интеллектуально к школе как раз готовы.  Обычно видны такие способности, когда ребенок играет в игру «Найди лишнее» или «Назови одним словом», игры по типу «Съедобно-несъедобное», где нужно рассортировать предметы или что-то еще. Например, можно так же поиграть с ребенком в животных домашних и диких. Или растения – хвойные и лиственные. И так далее.

    - А что же делать с желанием ребенка учиться?  Как поддержать его, не погасить в самом начале учебы? 
    - Во-первых, сосредотачиваться на успехах ребенка. Мама того мальчика, который ненавидел писать, 40%  времени говорила о трудностях с письмом. О том, что мальчик с легкостью решает сложные математические примеры и задачи, лучше всех в классе успевает по английскому можно было бы  вообще не узнать, если бы не стала спрашивать специально. 

    Многим родителям кажется, что критика подстегивает учеников стараться, справляться с трудностями, налегать именно на то, что не удается. Не тут-то было! Это работает только со взрослыми и то, не очень успешно. Даже взрослые люди добиваются гораздо большего, когда их поощряют за успехи, а не упрекают за неудачи. Детей это касается в полной мере. 
    Самое важное, что может сделать родитель для своего маленького первоклашки- не неусыпный контроль за домашним заданием, не понукания и одергивания.

     Самое важное- взрастить в ребенке уверенность в себе как в ученике. Для этого важно не требовать от ребенка слишком многого. Того, что ему не по силам. И хвалить даже за самые, казалось бы, незначительные успехи. 

    Второй момент: забыть раз и навсегда про других детей. Просто выкинуть (выбросить) из головы отличницу Машу или Катю, которую расхваливают на родительских собраниях, и которая знает два языка (якобы), а читает 60 слов в минуту (совершенно не понятно, чем это хорошо и где полезно).

     И каждый раз, когда захочется сказать ребенку, что: «Вот Маша…», останавливать себя, перед тем, как слова сорвутся. 
    Может, на первых порах придется нелегко, но Вы справитесь. А вот замечать, что Ваш ребенок уже гораздо ровнее выводит галочки, чем месяц назад- наоборот, очень полезно. Это успех. А успех- это отличный мотиватор!

    Пожелайте что-нибудь мамам и папам на прощание. 
    - Желаю всем любви, согласия, взаимного уважения- без этого ребенок не может быть счастлив. И не стесняйтесь обращаться за психологической помощью: чем раньше вы заметили что-то беспокоящее вас, тем помощь будет успешнее.  Родители должны помнить, что при поступлении в первый класс  гораздо важнее, чтобы у ребенка были сформированы: произвольное внимание, умение общаться, сотрудничать, умение управлять своим поведением, развитую моторику и желание учиться, чем умение ребенка читать и писать.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    "Пробы моторной одаренности" Озерецкого

    Эти задания могут диагностировать подготовку к школе, а могут быть использованы как развивающие дидактические игры.

    Эти задания можно выполнять с детьми с пяти лет.

    Условие! Прежде чем предлагать задания детям, хорошенько изучите их сами.

    Проба 1. Постоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела.

     Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.

    Проба 2. Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5 см х5 см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки-15 секунд, а для левой- 20.

    Задание не засчитывается, если:

    -ребенок помогал себе другой рукой или

    -скатал недостаточно компактные шарики.

    За правильное выполнение задания лишь одной рукой выставляется 0,5 балла.

    Проба 3. Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге.

    Задание не засчитывается, если:

    -ребенок отклонился от прямой больше, чем на полметра,

    -размахивал руками,

    -коснулся пола согнутой ногой.

    Проба 4. Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец ее закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать. Оно не засчитывается.

    Проба 5. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам- справа и слева - от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом ряду). Действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если

    -движения обеих рук разновременные,

    -уложено меньше, чем 5 спичек.

    Проба 6. Оскалить зубы: "Покажи заборчик из зубок". Задание не засчитывается, если ребенок делает дополнительные мимические движения (морщит лоб или нос, двигает бровями, надувает щеки или высовывает язык и т.д.).

    Обработка данных. За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл.

    Оценка

     

    5 лет

    Высокий уровень - 6 баллов

    Средний уровень - 4-5 баллов

    Низкий уровень - 1-3 балла

    6 лет

    Высокий уровень - 6 баллов

    Средний уровень - 5 баллов

    Низкий уровень - 1-4 бал