Общие сведения. Винокурова Елена Ивановна 8.01.1961 Образование: высшее. Высшая квалификационная категория Занимаемая должность: Воспитатель Общий трудовой стаж: 33 Стаж педагогической работы: 17 Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель» Моё кредо: «Соз

Винокурова Елена Ивановна

Консультация для родителей

Тема:

«Нетрадиционные техники аппликации с элементами лепки, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста» 

Подготовила: Воспитатель: Винокурова Е.И. 2017г

Цель – ознакомление родителей с видами нетрадиционной аппликации с элементами лепки и ее значении в развитии дошкольника.
Задачи: 

Образовательные: познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации с элементами лепки. Проинформировать о роли аппликации и лепки в развитии детей.
Развивающие: развивать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные: воспитать чуткость к восприятию искусства.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для развития творческих способностей ребенка заключен в изобразительной деятельности дошкольника, в частности занятиях аппликацией и лепки. 
Аппликация, лепка – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Аппликация и лепка содержат большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликации и лепке, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении кукольного, теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста, поскольку у них происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
В этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело.

Цель работы с детьми: создание условий для развития творческих способностей детей младшего - старшего дошкольного возраста.
Задачи:

Образовательные:
– познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации с элементами лепки;
– научить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами; 
– обогатить знания детей о временах года;
– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;
– развивать познавательную активность детей.
Развивающие:
– развивать композиционные умения;
– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;
¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.
Воспитательные:
– воспитывать у детей художественный вкус;
– развивать эстетическое мировосприятие;
– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям.

Нетрадиционные техники аппликации с элементами лепки в развитии творческих способностей детей.
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нано технологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

Для детей младшего - старшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. И воспитатели, поощряя любознательность детей, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, творческое мышление дошкольников более свободно, чем творческое мышление школьников. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал ребёнка. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации с элементами лепки. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. 
Нетрадиционная аппликация с элементами лепки играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук,
происходит накопление словарного запаса, дети учатся общению. На занятиях создаются отличные условия для приобретения таких важных качеств человека как самостоятельность и проявление инициативы.
Таким образом, значимость занятий нетрадиционными видами аппликации с элементами лепки для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация, лепка оказывает положительное влияние: 
- формирование художественных и графических навыков; 
- становление эстетического восприятия окружающего мира; 
- развитие художественного вкуса, воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии, мелкой моторики рук; 
- воспитание культуры зрителя; 
- формирование знаний о мировой художественной культуре; 
Обучая дошкольников различным методам аппликации с элементами лепки из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации с элементами лепки, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к окружающему миру.

Изучив возможности нетрадиционной техники аппликации с элементами лепки, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

В своей работе я попробовала многие нетрадиционные техники развития творчества:

Нетрадиционные техники лепки:

«Тестопластика» - лепка из соленого теста. «Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином. «Пластилиновая мозаика» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Нетрадиционные техники аппликации: «Бумажная мозаика» - создание изображения из цветных бумажных шариков. «Обрывная мозаика» -заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги. «Оригами», как традиционное, так и модульное. «Квилинг» - создание изображения из бумажных спиралей разного размера и формы, и др. «Коллаж» - создание живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Для размещения своих работ дети эффективно используют раздевалки, групповые комнаты, музыкальный зал и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков, выполненные в детском саду или дома.

     Все работы детей имеют практическую применимость в детской игре. Например, салфетки (аппликация из ткани) используются для игры в центре «Семья», подносы, украшенные пластилинографией – для игры в кукольном уголке, поделки, слепленные из соленого теста – в игре «Магазин», открытки в стиле квилинг, объемной аппликации были подарены мамам на 8 Марта и т.д. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.

    Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.

•      Непрерывность и тесное взаимодействие на уровне сотрудничества •      Родители – активные участники образовательного процесса •      Родители оказывают помощь в обогащении развивающей среды.

 Вывод: Побуждайте ребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!

Литература

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 2011.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2000.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2002.

Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду .2008. №5 с. 43-45.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.


 


 


Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Консультация для родителей

Тема:

«Нетрадиционные техники аппликации с элементами лепки, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста»                                                                   Подготовила:  Воспитатель: Винокурова Е.И.      2017г

Цель – ознакомление родителей с видами нетрадиционной аппликации с элементами лепки и ее значении в развитии дошкольника.
Задачи: 

Образовательные: познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации с элементами лепки. Проинформировать о роли аппликации и лепки в развитии детей.
Развивающие: развивать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные: воспитать чуткость к восприятию искусства.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для развития творческих способностей ребенка заключен в изобразительной деятельности дошкольника, в частности занятиях аппликацией и лепки. 
Аппликация, лепка – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Аппликация и лепка содержат большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликации и лепке, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении кукольного, теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста, поскольку у них происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
В этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело.

Цель работы с детьми: создание условий для развития творческих способностей детей младшего - старшего дошкольного возраста.
Задачи:

Образовательные:
– познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации с элементами лепки;
– научить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами; 
– обогатить знания детей о временах года;
– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;
– развивать познавательную активность детей.
Развивающие:
– развивать композиционные умения;
– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;
¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.
Воспитательные:
– воспитывать у детей художественный вкус;
– развивать эстетическое мировосприятие;
– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям.

Нетрадиционные техники аппликации с элементами лепки в развитии творческих способностей детей.
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нано технологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

Для детей младшего - старшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. И воспитатели, поощряя любознательность детей, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, творческое мышление дошкольников более свободно, чем творческое мышление школьников. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал ребёнка. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации с элементами лепки. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. 
Нетрадиционная аппликация с элементами лепки играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук,
происходит накопление словарного запаса, дети учатся общению. На занятиях создаются отличные условия для приобретения таких важных качеств человека как самостоятельность и проявление инициативы.
Таким образом, значимость занятий нетрадиционными видами аппликации с элементами лепки для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация, лепка оказывает положительное влияние: 
- формирование художественных и графических навыков; 
- становление эстетического восприятия окружающего мира; 
- развитие художественного вкуса, воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии, мелкой моторики рук; 
- воспитание культуры зрителя; 
- формирование знаний о мировой художественной культуре; 
Обучая дошкольников различным методам аппликации с элементами лепки из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации с элементами лепки, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к окружающему миру.

Изучив возможности нетрадиционной техники аппликации с элементами лепки, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

В своей работе я попробовала многие нетрадиционные техники развития творчества:

Нетрадиционные техники лепки:

 «Тестопластика» - лепка из соленого теста.                                                                    «Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином.                                                           «Пластилиновая мозаика» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.                                                                                          Нетрадиционные техники аппликации:                                                                                             «Бумажная мозаика» - создание изображения из цветных бумажных шариков.                                                                                                                     «Обрывная мозаика» -заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги.                                                                                                         «Оригами», как традиционное, так и модульное.                                                                                        «Квилинг» - создание изображения из бумажных спиралей разного размера и формы, и др.                                                                                                                      «Коллаж» - создание живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Для размещения своих работ дети эффективно используют раздевалки, групповые комнаты, музыкальный зал и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков, выполненные в детском саду или дома.

     Все работы детей имеют практическую применимость в детской игре. Например, салфетки (аппликация из ткани) используются для игры в центре «Семья», подносы, украшенные пластилинографией – для игры в кукольном уголке, поделки, слепленные из соленого теста – в игре «Магазин», открытки в стиле квилинг, объемной аппликации были подарены мамам на 8 Марта и т.д.                                                                                                                         Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.

    Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.

•      Непрерывность и тесное взаимодействие на уровне сотрудничества                                        •      Родители – активные участники образовательного процесса                                                       •      Родители оказывают помощь в обогащении развивающей среды.           

 Вывод: Побуждайте ребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!

Литература

∙•••••••••Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 2011.

∙•••••••••Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2000.

∙•••••••••Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

∙•••••••••Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

∙•••••••••Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2002.

∙•••••••••Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду .2008. №5 с. 43-45.

∙•••••••••Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.