Использование современных технологий музыкальным руководителем в организации детских праздников

Пополитова Наталья Владимировна

Организация праздников  в заведениях дошкольного образования занимает особое место в образовательном процессе. С каждым годом в календаре появляется все больше праздничных дат и, от того как правильно представить перед детьми тот или иной праздник, зависит осознание необходимости данного праздника, происходит единение в коллективе детей, а так же культурное становление личности каждого ребенка. Основной упор в проведении мероприятия идет на то, чтобы каждый ребенок понял, в чем состоит суть данного праздника, окунулся в его историю и обычаи.

Основной целью при составлении программы праздника является поддерживать интерес каждого ребенка в течении всей программы. Очень важно, чтобы коллектив поймал настроение торжественного события и эмоционально сопереживал участникам. На помощь приходят современные технологии и методы проведения детских праздников.

Для начала рассмотрим такое понятие как технология – это совокупность приёмов, применяемых  в каком – либо  деле, мастерстве, искусстве.

Необходимо отметить, что современные технологии проведения мероприятий подразделяется на несколько частей: концептуальная, содержательная, процессуальная

Дадим понятие каждой из частей:

1)      Концептуальныая часть – это  базовая часть современных технологий, имеющая психологическую и педагогическую направленность, заложенная в  фундаментальную основу мероприятия.

2)Содержательная  часть – это общая часть современных технологий, которая включает в себя совокупность идеи  и  цели мероприятия.

3) Процессуальная часть – отвечает за совокупность форм  и выбранные приемы проведения праздничного события.

Современные технологии могут быть разной направленности:  

 - отвечающие за укрепление здоровья и привлечению к здоровому образу жизни;

- ориентированные на развитие;

- личностно - ориентированные;

- формирующие и совершенствующие  коммуникативные навыки у детей.

Поэтому, на стадии подготовки, педагогам, воспитателям и родителям необходимо, главным образом,  ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых проводится мероприятие. Таким образом, основным  критерий при выборе программы является зрелищность, яркость и веселость. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания. События, происходящие в раннем возрасте чаще всего запечатлеются в памяти на долгие годы. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможных ситуаций. В данном случае праздник носит не только развлекательный характер, но и  является обучающим  и развивающим инструментом в процессе личностного становления ребенка.

  В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Программа праздника должна быть многогранной  и разработана так, чтобы в процессе коллективной деятельности ребенок учился точному исполнению ритма, двигаться в такт  под разные темпы, выражать свои эмоции в движениях и в песнях. При построении программы необходимо учесть воспитательные моменты и познавательные задания. Например, конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.

Наибольшая ответственность в успешной реализации праздничной программы лежит на специалистах и педагогах-организаторах, и зависит от их уровня подготовки, сплоченности, согласованности и взаимодействию с детьми.

Для музыкального  руководителя необходимо выстроить работу по подготовке номеров  таким образом,  чтобы разучивание песен,  стихов  и  танцев проходило активно и постоянно, не только в условиях детского сада, но и дома, при участии родителей. Комбинирование   традиционных  и  современных технологий помогут музыкальному  руководителю  в  решении этих  задач. Используя компьютерную  программу Power Point, мною разрабатываются  презентации  для  разучивания  песен и шумового  оркестра.

Эти  презентации  помогают привлечь внимание детей и упростить  процесс разучивания песен,  хороводов, освоение  игры  на шумовых  инструментах. Музыка, голос  за  кадром, анимация  дополняют  друг друга.

Мы  знаем  насколько  это  трудоёмкий труд – подготовка  к  празднику, и, чтобы  сохранить  желание  снова  и  снова  повторять  песни, хороводы, танцы,  у  детей должно  надолго остаться настроение  сказочности  и  волшебства. Главная  роль,  конечно,  остаётся  за  музыкальным  руководителем, а презентации - это  только  дополнительное  средство  для  реализации  поставленных  целей  и  задач.

Прежде, чем разучить с  детьми песню,  требуется,  чтобы  текст  был  понятен,  чтобы  песня  дошла  до  его  сознания. Для  любой формы   музыкальной  деятельности  существуют  презентации, видеофильмы,  видеоролики, слайд-шоу, записи  детских  выступлений.

Процесс создания презентации в Power Point занимает у музыкального руководителя большую часть времени, так как  материал, содержащийся в ней должен быть понятен для детей, структурирован и выстроен так, чтобы внимание ребенка постоянно было привлечено к ней. Так же  музыкальному руководителю необходимы компьютерные навыки для создания такой презентации. Но,  использование мультимедийных материалов вполне оправдывает свое применение высокими показателями усвоения танцев, песен, игр и т.п.

Таким образом,  практическое применение современных  технологий  делает процесс  разработки и подготовки  детского мероприятия  более быстрым и  эффективным, нежели при применении только традиционных технологий, раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет так же расти и совершенствоваться педагогам, занимающимся организацией праздников в дошкольных учреждениях