«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов на музыкальных занятиях».

Пополитова Наталья Владимировна

        Музыка служит основным средством познания мира и развития знаний слухового восприятия, так как оно относится к индивидуальной, практической и творческой деятельности ребенка. Занятия музыкой способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, слухового мышления и памяти детей. Воображение объединено со всеми сторонами жизнедеятельности ребёнка с памятью, восприятием, мышлением. Так, восприятие музыкальных произведений становится гораздо содержательнее, эмоциональнее, когда в нём фигурирует воображение. Связь воображения с мышлением ярко выражается в проблемной ситуации. Модели взаимодействия «ребёнок – взрослый», выработанные опытом многих поколений, могли бы пополнить содержание общения с современным ребёнком на занятиях музыки. Следует отметить, что дети не рождаются с развитым воображением. Воображение развивается в процессе обучения и воспитания.

          Дети любят повторять, им многое можно навязать. Значительная опасность – дезориентировать ребёнка, привить плохой вкус. Важно, когда педагог понимает, чего хочет добиться, занимаясь упражнением. В надежде не упустить интереса, не наскучить, желательно повторять упражнение не более двух раз за занятие. В силу того что песни и игры повторяются от занятия к занятию, дети без исключения научатся основным навыкам. Если они засиделись, хорошо поразмяться, порезвиться, изобразить движения животного.  На каждом занятии появляется кое-что новое. Лучше брать в помощники погоду за окном, реагировать на дождь, снег, солнце. Если дети устали – вспомнить про колыбельные песни или истории, сочинить песенку и озвучить на музыкальном инструменте. В игровой деятельности зарождаются творческие элементы посредством воображения.

          Вообразить - значит передать образ того, о чём говорим, но не видим. Безусловно, это усиливает образное мышление, углубляет чувства, заставляет всматриваться внутренним взором.

            Использование нестандартных способов воображения позволяет преобразить способности ребенка на музыкальных занятиях. Дети на фоне любопытства к новому виду активности стремительно начинают отступать от образов действий, задаваемых взрослым, вносят в них свои нюансы.  Воображение носит репродуктивный характер. Предметами развития воображения на музыкальных занятиях оказываются: многообразие песенного репертуара, деятельность в воображаемой ситуации, оригинальность прослушиваемого материала.                               

        С 6 до 7 лет воображение детей имеет выраженный характер. Это отражается в умении дополнять образ и реализовать его. Развитие воображения можно извлечь на слушании музыки. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), познание элементами музыкальной культуры являются непременными условиями полноценного развития воображения человека.

          Первоначально ребёнок приобщается к образу песни, которую необходимо спеть, чутко вслушивается в мелодию, ритм, передаёт её голосом. С уверенностью могу сказать, если детей не торопить, результат сам собой приходит, удивляя всех вокруг! Нередко, дети, которые не поют, рта не открывают, в один прекрасный момент начинают чисто петь.

           В любом случае занятия делятся на периоды. Окончание каждого периода впору демонстрировать родителям, устраивая мероприятие с играми и песнями. Родители при этом будут не зрителями, а участниками: играть, исполнять роли, петь песни и танцевать.

           Современные образовательные технологии в дошкольном образовании обращены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В системе ФГОС конечным результатом образовательной деятельности ДОО фиксируется портрет первоклассника, в котором отведено место творческих качеств ребёнка. Это развивает и подготавливает детей к умственной работе, которой они будут заниматься позже, и вместе с тем формируют образные представления.