Эссе "Я педагог"

Чехонадская Мария Сергеевна

                                                                                                           «Будьте сами и человеком,                   

                                                                                                                             и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка...»

                                                                                                            В. Одоевский

Родившись в семье педагогов, могла ли я стать кем-то другим? Наверное, да. Но мне кажется, педагогические гены все-таки существуют. В нашем роду много учителей. А может я стала педагогом просто потому что, с детства видела как мама и папа готовятся к урокам, а старшие брат и сестра делают наглядные пособия для практики в педагогическом колледже, а бабушка, учитель математики, помогает решать трудную задачу мальчишке-озорнику?

Поэтому после окончания школы я поступила в  Россошанский педагогический колледж. С большой благодарностью я вспоминаю своих преподавателей, на мой взгляд, настоящих  педагогов, которые помогают  студентам раскрыть в себе лучшие качества. Это о них можно сказать словами И. Гете "Мы учимся у тех, кого мы любим". В эти юные годы  мне в руки попала книга  С.Соловейчика " Час ученичества", в которой меня покорили слова одного из отечественных педагогов - Алексея Раменского: "Служба учителей - самая чистая, никуда не собьешься". Я поняла, что на верном пути. Что профессия педагога - это самая важная, нужная и лучшая профессия.

Впоследствии, учась в педагогическом университете, я все еще сомневалась смогу ли я быть педагогом?  Получится ли у меня?  Я понимала, что это очень нелёгкий и непростой труд.  Это большая ответственность, терпение, самоотдача и огромная любовь к детям.

И все же я решила «начать с малого» - попробовать себя в работе с детьми дошкольного возраста в должности воспитателя  детского сада. Чему очень рада. Ведь каждый день смотришь в детские глаза, в которых  особое видение мира. Дети удивляются вещам и событиям, мимо которых мы проходим не замечая; очаровываются цветами, звуками и словами, в которых мы не находим ничего особенного. У них другие расстояния,  другие ценности, другое понимание того, что важно и неважно. Детские глаза - это море чистоты, открытости, доверия, всего того, что со временем нельзя увидеть в глазах взрослых.

 Этот детский мир нельзя разрушать. И подходить к общению с детьми надо с открытой душой. Моим педагогическим взглядам созвучны мысли С.Соловейчика: «Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы, лучше становятся дети».

В своей работе я опираюсь на  принцип "трех П": Понимание, Принятие и Признание. Понимание означает умение видеть ребенка "изнутри", умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка. Принятие – это безусловное положительное отношение к ребенку, независимо от того радует он нас в данный момент или нет. Признание понимается как  право ребенка участвовать в  решении тех или иных проблем, по существу это право быть Взрослым. А еще мне в работе помогает стремление следовать принципу постепенности: «делай как я», «делаем вместе», «а теперь сделай сам».

 Начало моей работы в детском саду связано с детьми ясельного возраста. В этот период дети и их родители нуждаются в особом внимании и помощи по адаптации к условиям детского сада. И на эту проблему я обращаю внимание в своей работе. Для оптимизации процесса адаптации  я использую: беседы с родителями, анкетирование, наблюдение за ребенком, развивающие игры. Детям очень нравятся групповые двигательные и ритмические упражнения, которые сопровождаются или потешками или музыкой, хороводные игры. Одной из важных задач этого периода, я считаю знакомство в игровой форме с предметами ближайшего окружения.

Профессия современного педагога требует постоянного саморазвития, самообразования. Воспитатель сегодня должен быть открыт всему новому и быть   способным обучаться. Ему также необходимо уметь критически осмысливать и анализировать тот поток информации, который сегодня обрушивается на современных педагогов. Невозможно достичь результатов педагогической работы и получить удовлетворенность своим трудом без умения действовать в команде, сотрудничать с родителями и коллегами. Но самое главное он должен, как и во все времена, любить детей.

 Сколько нужно ласки и заботы, каждому помочь и каждого понять. Благодарна и трудна работа - ежедневно маму заменять.

Приходит в детский сад малыш,

К нему навстречу ты спешишь

Успокоишь и приветишь,

На вопросы его ответишь.

Ведешь его ты в мир познаний,

Приложишь столько ты стараний

Найдешь свой ключик к малышу,

Шепнешь, ты каждому люблю.

Теплый взгляд и нежная рука,

Скучает он по мамочке пока.

Всех обогреешь своим теплом,

И детский сад родной, как дом

Сидорова Галина