Консультация для педагогов "Юные экологи"

Ерыгина Оксана Анатольевна

Консультация для педагогов «Юные экологи»

В современном мире взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой. Загрязнение окружающей среды грозит уничтожением всего живого на земле.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка и нужно как можно раньше ребёнку открыть книгу природы. «Никакой сказ не заменит показ»,- так гласит народная поговорка. Вот почему желательно постоянно искать встречи с природой. Для этого очень важно, чтобы была развивающая среда, в которой должен находиться ребёнок с раннего возраста. В этой среде он должен наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встают следующие задачи:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений: • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.) ; • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме; • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания: • знакомить с представителями живой и неживой природы; • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы; • способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы; • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности; • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе; • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс – в совместной деятельности, в режимные моменты и безусловно во время проведения непосредственной образовательной деятельности.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленные и возделанные участки, которые дают возможность постоянного непосредственного общения с природой; организуются систематические наблюдения за природными явлениями и объектами, дети приобщаются к регулярному труду.