Статья " Использование технологии ТРИЗ в детском саду".

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века. Автор - отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер.

В технологию триз входит РТВ – развитие творческого воображения. Курс РТВ – составная часть ТРИЗ.

Цель использования ТРИЗ –– развитие качеств мышления: гибкости, подвижности, системности, диалектичности, поисковой активности, стремления к новизне, развития речи, развитие творческого воображения.

В технологии ТРИЗ применяют много технологии, но в работе с детьми мы используем следующие: метод контрольных (наводящих) вопросов. Цель: формировать представления о признаках предметов, явлений. Развивать воображение, познавательную активность. Сущность метода в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ. В процессе метода используется «память» всех анализаторов тактильный, зрительный).

Методика проведения: В младших группах задают простые вопросы : - Как называется? Как играть? Какого цвета? В старших группах вопросы сложнее. Какие особенности? Чем можно заменить? Воспитатель дает подсказку (загадку), просит отгадать, что это за предмет. Например: «Соленый, зеленый, хрустящий, овальный, ароматный, мокрый…» (соленый огурец). (хорошо использовать модель схемы: среда обитания – части тела – характерные особенности – кто ухаживает – какая помощь и т.д.)

Метод проб и ошибок. Воспитатель задает главный вопрос метода : «А что было бы, если бы….?». Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения. Принятие идеи, или выдвижение следующей. Позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию.

Метод мозгового штурма. Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы разбирает с детьми.

Метод синектики. Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий. В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий. В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.

 

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ формирование понятий относительности например КНИГА хорошо плохо. Он встречается в ситуациях, в размерах, в количестве, в отношениях, в системах,  в пространстве,  во времени.

Сущность метода противоречий: восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..) Методика проведения: выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Значимость метода: Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию : качеств творческой личности, чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними. Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать. Состоит  из Подсистемы - составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Системны оператор. Метод «системного анализа» позволяет : Знакомить с частями «предмета»; Рассмотреть «предмет» в динамике; Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте. Является одним из первых упражнений развития системного логического мышления.

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный ); развитие воображения, моделирование Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из множества маленьких человечков , и от того, как они себя ведут , каким подчиняются командам зависит состояние вещества.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить нужно приложить усилия. Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить. Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Развивает познавательную активность; Развивает процесс углубления познания вещей, явлений и процессов; Знакомит с элементами диалектики: анализ, синтез, совокупность… Знакомит с формами и методами моделирования предметов, процессов, поведения.

 

 

Список используемой литературы:

 

Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск:ИВЦ Минфина, 2007.

Кишко С.В. Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции “Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей. Саратов, 2009. http://jlproj.org

Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. - (Для средних спец.учебных заведений)

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. 2004.  www.trizminsk.org

http://www.trizminsk.org/e/260018.htm