Знакомство детей с народными промыслами как одна и форм патриотического воспитания

Останина Виктория Александровна

Знакомство с народными промыслами как одна из форм патриотического воспитания дошкольников.

 

 

                                                                                  Автор: Останина Виктория Александровна

                                                                                  Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                                  МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце»

 

 

     Дошкольное воспитание – это первая ступень системы образования. Она призвана формировать у детей первое представление об окружающем мире, о природе родного края, о своей Родине. Важно именно на первом этапе начать формирование патриотических чувств у подрастающего поколения.

    Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является  создание оптимальных условий для формирования  патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.

    Ребёнок должен чувствовать себя  частью своей Родины, должен понимать её изнутри, сопереживать, чтить традиции своей страны, быть частью своего народа, знать историю, уважать труд  людей.

    Россия всегда славилась своими мастерами. Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

      Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре необходимо  начинать уже с младшего дошкольного возраста. Приобщение к народной культуре реализуется через знакомство с различными видами декоративно - прикладного искусства, формирование умения распознавать народные промыслы по внешним признакам, воспитание в детях уважения к труду народных мастеров, развитие художественно - изобразительных навыков через продуктивно-творческую деятельность.

   В своей работе по знакомству  детей с народными промыслами использую такие формы работы, как:

- беседы по ознакомлению с творчеством наших предков,

- познавательные занятия,

- знакомство детей с героическим прошлым наших предков через знакомство с историей своей семьи,

- организация выставок,

- проведение с детьми тематических досугов,

- знакомство с обрядами русского народа через проведение традиционных для русского народа праздников (Масленица, Праздник русской берёзки),

- проектная деятельность,

- продуктивная деятельность направленная на знакомство с промыслами.

     Одним из самых эффективных методов работы по приобщению детей к традициям и творчеству русского народа, на мой взгляд, является метод проектов. Именно в рамках проектной деятельности ребёнок совместно со взрослыми, родителями и воспитателями, через поисково - исследовательскую и творческую деятельность знакомиться с творчеством своего народа. Темы проектов могут быть разнообразны. Например, мы с ребятами начали знакомство с народными промыслами через знакомство с одним из главных символов своей страны – Русской матрёшкой.

      Педагогический проект «Русская матрёшка», реализован в нашем ДОУ феврале-марте  этого года.

  Тип проекта:

творческий, информационно-исследовательский,  краткосрочный.

 Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты:   дети знают историю возникновения и виды русских матрёшек; умеют создавать образ различных матрёшек в разных техниках.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний  о русском сувенире «Матрёшке» как символе своей Родины.

 Режим работы: вне занятий.

Участники проекта:     воспитатель, дети, родители.

Возраст детей:  6-7 лет.

  

      В рамках работы над реализацией проекта дети знакомились с различными видами матрёшек: загорской, полхов-майданской, семёновской, авторской и т.д.

Учились их изготавливать матрёшек в различных техниках: рисование, аппликация, пластилинография. Так же дети создавали свою авторскую матрёшку. Занимались социальной живописью.

     В процессе работы дети слушали русскую народную музыку, делились впечатлениями, знакомились с историей возникновения матрёшки, с первыми её создателями. Виртуально совершали экскурсии на фабрику по производству матрёшки.

     Ценность и новизна данного проекта в том, что результатом работы над проектом стала не просто выставка детских работ, а настоящая русская ярмарка. Дети расхваливали своих матрёшек перед гостями ярмарки, как когда - то давно это делали настоящие коробейники.  Авторы матрёшек с удовольствием загадывали загадки, рассказывали стихи о различных видах матрёшек, с охотой делились своими знаниями, приобретёнными в процессе реализации проекта со сверстниками. Да, мы не продавали своих матрёшек, а с удовольствием вручали их как награду, за активное участие в отгадывании загадок. Масса ярких эмоций, множество положительных впечатлений и хороший запас знаний – вот результат нашей ярмарки.

      Родители так же не отставали от детей и с удовольствием изготавливали вместе с детьми различные виды матрёшек для ярмарки.

Самые активные мамочки в тесном контакте с воспитателем изготовили лепбук. Знакомство с русской матрёшкой приобрело современную форму – интерактивная папка – лепбук смело и ярко вошёл в жизнь дошкольного образования детей и  занимает достойное место среди наглядно- дидактических пособий. При этом замечу, что лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап  исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. 

   Народные промыслы интересны детям, они с удовольствием знакомятся с историей родной страны через знакомство с трудом мастеров своей Родины.

  Мы не останавливаемся на месте, мы смело идём вперёд, ставя перед собой новые цели. Теперь планируем познакомиться с русской народной куклой. Ведь именно она дарила детям массу положительных эмоций в далёком прошлом и изготавливалась любящими руками родителей – наших прапрапрадедов.

 

Спасибо за внимание.