Формирование культурно-гигиенических навыков у малышей в д/с и дома.

Строганова Вера Леонидовна

Формирование культурно-гигиенических навыков у малышей в д/с и дома.

Воспитатель Строганова В.Л.

С самого раннего детства у ребёнка необходимо формировать культурно-гигиенические навыки, которые, впоследствии, превращаются в привычку культурного поведения. И разовых усилий здесь недостаточно. Нельзя просто прочитав малышу книгу о правилах хорошего тона, тешить себя мыслью, что он вырастет культурным человеком. Любые ваши беседы и замечания, не подкреплённые ежедневным личным примером, быстро забудутся, как и любая другая информация, не находящая практического применения.

Так что же такое культурно-гигиенические навыки и как их воспитывать у малышей?

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты своего тела и опрятного внешнего вида, культуры столового и речевого этикета дома и в общественных местах.

Соблюдение режима дня, а также чёткий алгоритм действий при выполнении определённых режимных моментов, станут для вас незаменимыми помощниками при формировании культурно-гигиенических навыков. Например, готовясь ко сну, ребёнок чётко должен знать место каждой снятой с себя вещи: сандали под стульчиком, футболка на спинке стула, шортики на сиденье, носки на шортиках. Если вы решили постирать вещи – выложите с ребёнком заранее свежие вещи, чтобы он утром знал, что ему надеть. Кроме того, у вас всегда должно быть в запасе время для того, чтобы ребёнок самостоятельно мог раздеваться-одеваться. В случае необходимости, приучайте его вежливо обращаться за помощью. Если ребёнок капризничает, создайте игровую ситуацию «Уложим куклу спать». Хорошо, если взрослый, при этом от лица куклы проговаривает свои действия: «Я сандалики снимаю и под стульчик ровно ставлю. Свою кофточку сниму и за плечики возьму, аккуратно расправляю и на спинке оставляю. Шортики свои сниму – на сиденье положу, а на шортики носочки. Спать пора сынам и дочкам! » Подобные стихи можно ненавязчиво выучить с ребёнком, чтобы он усвоил последовательность одевания-раздевания.

Игровые ситуации и забавные потешки можно(и нужно) использовать, если есть проблемы с приёмом пищи. Но они не должны возникнуть, если нет постоянных перекусов(чипсами, орехами, конфетами и т.д.), а приём пищи представляет своеобразный ритуал. Обязательно сервируется стол: стелиться скатерть, чтобы тарелки не скользили, выкладываются салфетки – одноразовые бумажные и, в торжественных случаях, холщовые, которые кладутся на колени для защиты одежды. Ставится красивая посуда, возбуждающая аппетит, столовые принадлежности. За столом собирается вся семья. Ребёнок, если он ещё мал, на специальном стуле придвигается к общему столу, чтобы быть наравне со взрослыми. Когда еда разложена по тарелкам, глава семьи желает всем приятного аппетита и начинается трапеза. Взрослые при этом ежедневно своим примером прививают малышу необходимые навыки: не разговаривать с набитым ртом, не вертеться, не издавать лишних звуков, которые могут испортить аппетит у окружающих( рыгать, чихать, икать и прочее), не стучать ложкой по тарелке, выскребая всё до последней капли, не наклонять тарелку, тем более не выливать остатки в ложку, соблюдать правильную осанку: держать спину прямо, лишь слегка наклонив корпус вперёд, руки должны быть прижаты к туловищу, на стол можно положить только кисти. Все поданные блюда должны быть попробованы, даже если они вам не понравились, за столом никогда не высказывайте своего неудовольствия. Обед считается законченным, если кончили трапезу все члены семьи. Все благодарят хозяйку за вкусный обед. Если у кого –то возникла срочная необходимость выйти из-за стола до окончания трапезы, обязательно извинитесь.

Если ребёнку какое-то блюдо не нравиться, предложите ему совсем чуть-чуть, но он должен это съесть, чтобы не обидеть маму, которая готовила это блюдо. Но убеждать надо спокойно, без давления, хорошо, если это сделает отец, показав, что нужно уважать чужой труд.

Детей постарше можно привлекать к сервировке стола и даже к приготовлению блюд. Это значительно повысит его интерес к пище.

Так что же мы ждём от детей и какие навыки хотим сформировать у них, естественно, при непосредственной помощи родителей.

Начнём по порядку:

1.     Речевой этикет. Ребёнок должен быть вежливым по отношению к сверстникам и взрослым. Должен здороваться и прощаться с сотрудниками детского сада, называя их по имени-отчеству. Так же, обращаясь к воспитателю(или к кому-нибудь из взрослых) с просьбой, благодарностью или вопросом, ребёнок должен, помимо вежливых слов, назвать имя-отчество того, к кому он обращается. Поэтому, ещё нажимая кнопку домофона, поздоровайтесь, а зайдя в группу, поздоровайтесь ещё раз, назвав воспитателя по имен-отчеству. К этому приучайте  и малыша. Так же не забирайте ребёнка из садика, пока он не отпроситься и не попрощается с воспитателем. Воспитывайте у ребёнка уважение не только ко взрослым, но и к сверстникам. Учите его анализировать своё поведение, а не только искать виноватых.

2.     Приучайте ребёнка соблюдать порядок в шкафу. Во всех группах на видном месте есть соответствующие памятки: нижняя полка – только для уличной обуви. Повыше – для  групповой. Самая верхняя для головного убора и предметов личной гигиены (расчёски в футляре). Все запасные вещи(трусики, носочки, пелёнки и пр.), в достаточном количестве, а так же пакет для грязных вещей, должны быть аккуратно сложены в холщёвый мешочек. Гораздо легче приучить ребёнка самостоятельно одеваться, если в шкафу порядок. Изучите с ним алгоритм одевания, который так же есть в группах.

3.     Формируйте навыки правильного мытья рук и их вытирания. Запомните, руки обязательно моются после прогулки, после туалета, после и перед едой. Развивайте навыки самообслуживания при посещении туалета.

4.     Формируйте культуру столового этикета. Ребёнок должен знать название подаваемых блюд и основных ингредиентов, знать название и назначение столовых приборов, правильно ими пользоваться( с 1-го года – ложкой, с 3-х лет –вилкой, с 5–ти лет – ножом). Тихо и аккуратно садиться и вставать из-за стола. Сохранять правильную осанку, не вертеться за столом, не разговаривать, не издавать посторонних звуков, начинать кушать после слов: «приятного аппетита». Благодарить за еду, убирать за собой посуду.

Удачи нам всем!