Преемственность дошкольного и начального общего образования

Родина Екатерина Валерьевна

Преемственность дошкольного и начального образования одна из сложнейших проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученных, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

Преемственность между ступенями дошкольного и начального образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Между тем, надо помнить, что преемственность не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует сформировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rodina_e.v.docx19.56 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_rodina_e.v.ppt1.23 МБ
Файл zayavka_rodina_e.v.no1_.docx12.49 КБ
Файл listuchastnika_rodina_e.v.docx12.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ВОСКРЕСЕНКА,

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА»  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на методическом объединении для  воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста ТУМО №1 «Роль воспитателя в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования». 01.12.2017 г.

Тема: «Преемственность дошкольного и начального общего образования»

Воспитатель: Родина Екатерина Валерьевна

        

2017 г.

Преемственность дошкольного и начального образования одна из сложнейших проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученных, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

Преемственность между ступенями дошкольного и начального образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Между тем, надо помнить, что преемственность не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует сформировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Что же такое преемственность?

Преемственность – это взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предыдущего опыта в последующем.

Преемственность – это связь разных этапов развития, сущность, которых состоит в сохранениитех или инных элементов целого при изменении целосного как системы.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Работа по преемственности ГБОУ ООШ пос.Журавли  со СП ДС «Рябинка» осуществляется по трём основным направлениям:

  1. Методическая работа с педагогами:
  • совместные педагогические советы (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику ДОУ, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами СП ДС «Рябинка»  и школы и др.);
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинской  сестры СП ДС  и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в СП ДС   и открытых уроков в школе;
  • педагогические  наблюдения.
  1. Работа с родителями:
  • совместные родительские собрания с педагогами СП ДС  и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • консультации с педагогами СП ДС   и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • анкетирование.
  1. Работа с обучающимися:
  • экскурсии в школу;
  • посещение школьной  библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и обучающимися начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
  • совместные праздники (День знаний, Посвящение в лицеисты, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;

        Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двухстороннем процессе, в коотром на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность, формируются личностные качества ребенка, те достижения которые служат основой его успешного обучения в школе.

Школа учитывает достижения ребенка и строит свою педагогическую траекторию, опираясь на его потенциал.

В результате контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.

За весь год наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали много педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы. С удоовольствием туда идут. Мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Таким образом, решение проблемы преемственности позволяет создавать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с ее способностями.

На наш взгляд, результатом такого сотрудничества является создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников.

Две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении. Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования придает образовательному процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Литература

  1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе [Текст] /  Р. А. Должикова. – М. : Школьная пресса, 2008. – 112 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / под. ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  3. Меттус Е. В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация [Текст] / Е.В.Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
  5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования // http://mon-ru.livejournal.com/59277.html 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Преемственность дошкольного и начального общего образования» Воспитатель: Родина Екатерина Валерьевна ГБОУ СОШ с.Воскресенка СП ДС «Рябинка» пос.Журавли

Слайд 2

Преемственность Преемственность – это взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предыдущего опыта в последующем. Преемственность – это связь разных этапов развития, сущность, которых состоит в сохранениитех или инных элементов целого при изменении целосного как системы. Преемственность - это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Слайд 3

Основная цель ДО Всестороннее развитие ребенка НО Продолжить всестороннее общее развитие детей

Слайд 4

Процесс преемственности рассматривается с двух сторон На дошкольной ступени формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал

Слайд 5

ГБОУ ООШ пос.Журавли и СП ДС «Рябинка» работа осуществляется по трем направлениям: Методическая работа Работа с родителями Работа с обучающими

Слайд 6

Мониторинг первоклассников 2017 -2018 уч. год Ниже базового уровня Базовый уровень Повышенный уровень Предметные умения 20 % 60 % 20% Математика 0 % 80 % 20 % Обучение грамоте 40 % 60 % 0% Окружающий мир 0% 20 % 80 % Познавательные УУД 20 % 60 % 20 %

Слайд 7

«Правильная» подготовка к школе: Сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Важно выработать умение слушать, говорить, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность

Слайд 8

Условия реализации преемственности ДОУ и начальной школы Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка; Обеспечение возрастного развития дошкольника и младшего школьника; Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства; Согласованность программ ДОУ и начальной школы; Сохранение ведущих видов деятельности; Устранение дублирования программ; Сотрудничество учителей и воспитателей; Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка; В дошкольном возрасте необходимо уделять внимание формированию психологической готовности детей к школе

Слайд 9

Итоговые результаты освоения программы Дошкольного образования 1.Физически развитый; 2. Любознательный, активный; 3. Эмоционально отзывчивый; 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия… 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи; 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире, природе… 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками Начального образования 1. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; 2. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 3. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 4. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 5. Любящий свой народ, свой край, Родину; 6. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 7. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

Слайд 10

От того как будут взаимодействовать два звена образовательного процесса (дошкольное и начальное), будет зависеть успешность и результативность образовательного процесса

Слайд 12

Литература: Должикова Р. А., Федосимов Г. М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе [Текст] / Р. А. Должикова. – М. : Школьная пресса, 2008. – 112 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / под. ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с. Меттус Е. В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация [Текст] / Е.В.Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159 с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования // http://mon-ru.livejournal.com/59277.html

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Слайд 14

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21, г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/



Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в заседании №1 ТУМО для педагогов,  работающих с детьми старшего дошкольного возраста

«Роль воспитателя в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».

№ п/п

Ф.И.О.

(полностью)

Название ДОУ, должность

Тема

выступления

педагогический стаж

квалификационная категория

награды, достижения

контакты:e-mail,

сотовый тел.

сайт, блог

1

Родина Екатерина Валерьевна

ГБОУ СОШ с.Воскресенка СП ДС «Рябинка» п.Журавли

«Преемственность дошкольного и начального общего образования».

11 лет

высшая

katya.rodina@yandex.ru

89649772431



Предварительный просмотр:

Лист участника ТУМО

Для педагогов, работающих с детьми  старшего дошкольного возраста

ТМО №1

«Роль воспитателя в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».

01.12.2017

ФИО (полностью)      Родина Екатерина Валерьевна 

Название ДОО(по уставу)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  с.Воскресенка структурное подразделение Детский сад «Рябинка»

Должность        воспитатель

Тема выступления     «Преемственность дошкольного и начального общего ообразования»

Педагогический стаж       11 лет

Квалификационная категория ________________высшая_________________________________

Награды, достижения( за 5 лет с указанием  года ) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контакты: e-mail,сотовый тел. сайт, блог 

        katya.rodina@yandex.ru

89649772431